Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

"Продпаровоз"





"ПРОДПАРОВÓЗ" – синдикат для продажи изделий рус. паровозостроит. з-дов. Осн. в 1901. Т. к. устав синдиката не был утвержден пр-вом (1908), "П." функционировал в форме представительной орг-ции – "Совета паровозостроит. з-дов", к-рый ведал распределением заказов на паровозы, тендеры и запасные части, назначением цен, сроков исполнения. По договору 3 дек. 1901, действовавшему с незначит. изменениями до 1918, "П." объединил 6 из 9 частных паровозостроит. з-дов России (Путиловский, Брянский, Коломенский, Сормовский, Гартмана, Харьковский). В 1907 в "П." вошел Невский з-д. В 1912 объединил все частные паровозостроит. з-ды (97% общеимперского сбыта). В февр. 1912 по требованию крупнейших контрагентов из числа договорных предметов были выделены паровозные котлы и скаты. "П." действовал в тесном контакте с ""Продвагоном"" (оба синдиката с 1909 возглавлял П. Г. Иванов) и правительств. учреждениями (Комиссия подвижного состава и тяги, на содержание к-рой "П." ежегодно выделял 9600 р., К-т по распределению ж.-д. заказов и др.). В годы 1-й мировой войны "П." взял на себя снабжение металлами паровозостроит. з-дов. Систематич. повышение цен "П." вызывало протесты представителей казенных и частных ж. д. После Окт. революции, в янв. – июне 1918, ряд з-дов-контрагентов "П." был национализирован. Постановлением ВСНХ от 19 нояб. 1918 было создано Гл. правление гос. объединенных машиностроит. з-дов, подчинившее з-ды группы "Коломна–Сормово" и Брянский з-д.

Лит.: Экономич. положение России накануне Вел. Окт. социалистич. революции. Март – окт. 1917 г. Док-ты и мат-лы, т. 1, М.–Л., 1957.

Т. М. Китанина. Ленинград.



Еще в энциклопедиях