Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Панславизм





ПАНСЛАВИ́ЗМ – обществ.-политич. течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. народов к противопоставлению себя др. народам и к гос. единству с царской Россией. В кон. 18 – нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. отношений и усиления борьбы юж. и зап. славян против чужеземного ига, у юж. и зап. славян стала крепнуть тенденция к культ. и политич. сближению между собой и с единственно независимой великой слав. державой – Россией. Подобного рода прогрессивные идеи слав. взаимности развивали деятели чеш. нац. движения Й. "Добровский", П. "Шафарик", хорват. политич. деятель Л. "Гай" и связанное с ним движение "иллиризма" и др. Успехи России в войнах против Турции и в наполеоновских войнах способствовали усилению тяготения к ней со стороны угнетенных Габсбургами и тур. феодалами слав. народов. У серб. просветителя В. "Караджича", черногорского просветителя П. Негоша идея слав. взаимности приобретала ярко выраженный руссофильский характер. В самой России в кон. 30-х гг. 19 в. в работах М. П. "Погодина" на основе реакц. "теории официальной народности" были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над др. народами и о предназначении России к гегемонии в слав. мире. Эти же идеи в различных модификациях в 50–60-х гг. развивались "славянофилами". Решение слав. вопроса на основе распространения власти царизма на все слав. земли одни из них связывали с необходимостью проведения либерально-бурж. преобразований в России (записка К. С. "Аксакова" "О внутр. состоянии России", 1855, опубл. "Русь", 1881, № 26–28), другие (И. С. "Аксаков") отстаивали незыблемость самодержавия. Правящие круги России, поощряя П. в отдельные периоды, в целом относились к нему лишь терпимо, т. к. доктрина П. большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитич. задачи, решавшиеся царизмом. Подавление царизмом польских восстаний 1830–31, а затем 1863–64, политика России по отношению к революциям 1848–49, поражение в "Крымской войне 1853–56" благоприятствовали развитию "австрославизма". С позиций П. резкой критике был подвергнут австрославизм в 50-е гг. 19 в. Л. "Штуром". Между тем подготовка австро-венгерского дуализма 1867 подорвала позиции австрославизма и вызвала новое оживление П. (Славянский съезд 1867 в Москве), что нашло наиболее значит. выражение в работах В. И. "Ламанского" и деятельности Слав. комитетов, принявшей особо широкий характер во время рус.-тур. войны 1877–78. Но и в эту пору в силу характерной для него реакционности П. был маловлият. политич. течением. В кон. 19 – нач. 20 вв., когда в политике герм. империализма все явственнее стали проявляться широкие антислав. цели, идеологи П. стремились представить свою концепцию как средство борьбы против пангерм. опасности. В этом направлении развивал свои взгляды еще в 70-е гг. Н. Я. "Данилевский". Наиболее полно такая направленность проявилась в выступлениях К. "Крамаржа" и Р. "Дмовского" на Слав. съезде 1908 в Праге. В отличие от П. 19 в., центр. место в к-ром занимала идея гегемонии самодержавной России, неославистские идеи, развивавшиеся после революции 1905–07, исходили из расчетов на сохранение монархии Габсбургов как возможного барьера против экспансии Германии и как союзника царизма в борьбе против революц. и нац.-освободит. движения. Беспочвенность расчетов на сотрудничество царизма с Австро-Венгрией, ставшая очевидной в связи с "Боснийским кризисом 1908–09", лишила Слав. съезд 1910 в Софии какого-либо значения. К тому же "Балканские войны 1912–13" обнажили непримиримость противоречий господств. классов различных слав. стран. В начале 1-й мировой войны царизм пытался использовать в своих интересах идеи слав. взаимности, возродить П., прикрыть свои грабительские цели в войне призывами к защите "братьев-славян". Во время войны П. стал как бы офиц. идеологией либеральных кругов рус. буржуазии.

Свержение царизма в России, победа Οкт. социалистич. революции 1917, нанесшей серьезный удар по всей системе социального и нац. гнета, практически положили конец всяким проявлениям П. Однако с этого же времени нек-рые реакц. идеологи империализма стали клеветнически утверждать, что П. якобы восторжествовал в Сов. гос-ве. Фаш. пропагандисты также пытались придать антислав. расизму характер борьбы против ими же выдуманной угрозы П. Солидарность слав. народов, окрепшая в годы 2-й мировой войны в борьбе против фашизма, в реакц. публицистике зап. стран стала выдаваться за новый П. В зап.-герм. публицистике послевоен. периода, а равно и в родственной ей публицистике др. стран значит. распространение получили фальшивые теории "слав.-сов. империализма" как продолжения П.

Реакц. идеологии П. с самого ее возникновения противостояли идеи солидарности слав. народов и всех др. народов в борьбе против царизма и всех сил реакции. Демократич. тенденции в решении слав. вопроса широко дали знать себя еще в деятельности декабристского "Общества соединенных славян", а также "Кирилло-Мефодиевского общества". Против П. выступали либеральные круги славянофилов, "западники". Реакционность П. разоблачали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. "Маркович" и др. Непримиримую борьбу против П. вели К. Маркс и Ф. Энгельс. В рабочем классе слав. стран П. никаким влиянием никогда не пользовался.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 329–30 (т. 21, с. 287–89); Погодин М. П., Собр. статей, писем и речей по поводу слав. вопроса, М., 1878; Аксаков И. С., Слав. вопрос 1860–1886, М., 1886; Первольф И., Славяне, их взаимные отношения и связи, т. 1–3, Варшава, 1886–93; Πыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. Α., Слав. комитеты в России в 1858–1876 гг., М., 1960; Vrba R., Russland und Panslavismus, Bd 1–2, Prag, 1913; Renouvin P., L'idée de Fédération Européenne dans la pensée politique du XIX siècle, Oxf., 1949; Коhn Н., Die Slawen und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus, W.–Münch., 1956; Petrοviсh M. В., The emergence of Russian panslavism. 1856–1870, N. Y., 1956; Erickson J., Panslavism, L., 1964.

А. Я. Манусевич. Москва.



Еще в энциклопедиях