Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Омейядов халифат





ОМЕЙЯ́ДОВ ХАЛИФÁТ [661–750] – феод. гос-во, в к-ром правили халифы династии "Омейядов" (называют также Дамасским халифатом, по назв. столицы). В руках халифа была сосредоточена духовная и светская власть, передававшаяся по наследству. Омейяды, продолжив завоевательную политику своих предшественников, завоевали Сев. Африку, б. ч. Пиренейского п-ова, Ср. Азию, Синд, Табаристан и Джурджан (см. карту к данной ст., а также карту к ст. "Арабские завоевания"). Для управления этими столь различными по яз., религии, уровню развития странами была создана система наместничеств (первоначально 9, затем 5), воен., адм. и судебная власть в к-рых принадлежала эмирам; в нек-рых случаях сбором налогов при наместниках ведали спец. чиновники (сахиб аль-харадж), судопроизводством – кади.

Верховным собственником всех земель выступало гос-во. В непосредств. ведении гос-ва находился зем. фонд, состоявший из завоеванных арабами зем. владений Сасанидского гос-ва, сасанидских шахиншахов и визант. императоров, земель зороастрийских храмов, иран. и визант. феодалов, погибших или бежавших во время араб. завоеваний, а также из зем. владений, конфисковывавшихся гос-вом у отд. лиц, совершавших антигос. преступления, или земель, переходивших в собственность гос-ва после смерти владельца (при отсутствии прямого наследника). Этот фонд служил, в частности, источником зем. пожалований араб. феод. и родоплеменной знати – осн. социальной опоре Омейядов. Гос-во взимало с землевладельцев позем. налог: с мусульман – ушр (см. "Ашар"), с немусульман более тяжелый – "харадж". Осн. производителями в О. х. были крестьяне-общинники и крестьяне-издольщики. При Омейядах был осн. ряд новых городов: Кайруан, Рамла, Васит, Мансура, в к-рых, как и в др. городах, процветали ремесло и торговля. Ремесл. произ-во сохранялось преим. в руках податного коренного населения; оно же занималось торговлей, ростовщичеством, а также поставляло служащих в гос. аппарат.

С целью укрепления централиз. гос-ва в О. х. были проведены реформы: восстановлена почтовая служба (прерванная во время первых завоеваний); в столице О. х. – Дамаске была создана центральная казна, доход к-рой состоял из обязат. отчислений с наместничеств; создан гос. архив (диван аль-хатим – при Муавии). В результате реформ "Абд-аль-Малика" и аль-Валида место греч., среднеперс. и др. местных языков в гос. учреждениях занял арабский, к-рый приобрел значение гос. яз. С 695 в Дамаске чеканились первые араб. монеты, что положило начало введению в О. х. единой ден. системы. Золотой динар и серебряный дирхем заменили находившиеся до того в обращении визант., сасанидские и др. монеты.

Вместо обложения завоеванных народов фиксированным налогом, предусмотренным условиями договоров времен арабских завоеваний, Омейяды проводили политику обложения этих народов по платежеспособности и ввели ряд новых налогов, не предусмотренных условиями этих договоров.

Усиление эксплуатации вызывало массовое бегство в города крестьян, мелких, а отчасти и ср. феодалов местного происхождения, массовый переход в ислам покоренных народов. Одновременно шел процесс концентрации в руках мусульм., преимущественно араб., феодалов земель, принадлежавших местному немусульм. населению и облагавшихся хараджем. Это привело к резкому уменьшению гос. доходов, т. к. бегство крестьян в города уменьшало число налогоплательщиков и подрывало основы с.-х. произ-ва; с переходом хараджных земель в руки араб. феодалов гос-во получало вместо хараджа ушр, а переход покоренного населения в ислам освобождал последнее от уплаты в пользу гос-ва налога "джизьи". В целях предотвращения этих явлений и увеличения налоговых поступлений в казну был предпринят ряд мер, связанных с именем Хаджаджа, наместника Ирака [694–714]. В 700 он обнародовал закон, согласно к-рому переход в ислам не освобождал новообращенных от уплаты джизьи, а переход хараджной земли к араб. феодалам – от уплаты последними хараджа. Особые отряды ловили крестьян, покинувших свои деревни, клеймили их и отправляли на место прежнего жительства. Эти меры приостановили переход в ислам завоеванных народов, сузили социальную базу Омейядов и создали условия для антифеод. выступлений (см. карту) широких нар. масс, проходивших гл. обр. под лозунгами "хариджитов" и шиитов.

В целях укрепления господства династии и расширения ее социальной базы халиф Омар II [717–720] признал законность всех сделок по переходу хараджной земли в руки араб. феодалов и приказал взимать с них не харадж, а ушр, но уже с 718–719 он запретил им покупку хараджной земли, восстановил нормы начального ислама, согласно к-рым переход в ислам освобождал обращенного от уплаты джизьи, упразднил все налоги, не предусмотренные договорами арабов с завоеванными народами, и принял меры по устранению беззаконий наместников. Однако политика Омара II не встретила поддержки, его преемники восстановили позем., налоговую, религ. политику его предшественников. Это вызвало новую волну антиправительственных выступлений местных феодалов и антифеод. движения нар. масс (см. карту). Восстание под рук. "Абу Муслима" увенчалось успехом: династия Омейядов пала и власть перешла к "Аббасидам". Одному из уцелевших Омейядов, "Абдаррахману" I, удалось основать в Испании династию кордовских Омейядов (см. "Кордовский эмират").

В странах, входивших в состав О. х., развивалась культура. Басра и Куфа сделались центрами развития араб. грамматики и яз. Тут жили основатели араб. грамматики Абу-ль-Асвад ад-Дуали (ум. 688), аль-Халиль ибн Ахмед (ум. 791) и его ученик Сибавайх (ум. ок.793) и др. Возникла историография (Убайд ибн Шарья; Кааб аль-Ахбар, ум. 652 или 654; Вахб ибн Мунаббих, ум. 727). В это же время были заложены основы теологии и шариата. При Хаджадже были введены диакритич. знаки и знаки для араб. гласных, а вслед за тем издан первый огласованный текст Корана. Омейяды оказывали покровительство поэтам; при них жили панегиристы и сатирики аль-Ахталь (ок. 640–710), аль-Фараздак (ок. 641–728), Джарир (ум. ок. 728), лирики Омар ибн Абу Рабиа (ум. ок. 712) и Джамиль (ум. 701). Очагами развития араб. поэзии и музыки наряду с Дамаском стали Мекка и Медина. Архитектура в О. х. представлена гл. обр. мечетями и дворцами. Выделяются: мечеть Куббат ас-Сахра, построенная в кон. 7 в. в Иерусалиме, к-рый в качестве гл. религ. центра мусульман соперничал с Меккой, когда последняя была занята соперником халифа "Абдаллахом ибн аз-Зубейром"; мечеть Омейядов в Дамаске (705–711); мечеть Сиди-Окба в Кайруане, дворцы Мшатта, Хирбет аль-Мафджар, Каср-аль-Хейр, Кусейр-Амра (построенный между 712 и 715 и украшенный орнаментом, а также изображениями танцовщиц, музыкантов, халифа и др.).

Источн.: [Al-Веladhurī], Liber expugnationis regionum, pt 1–2, LB, 1863–66.

Лит.: Бартольд В. В., Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, Соч., т. 6, М., 1966; его же, Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности, там же; Заходер Б. Н., История вост. средневековья, М., 1944; Беляев Ε. Α., Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965, гл. 4; Надирадзе Л. И., Община на терр. вост. халифата в VII–VIII вв..., в сб.: Арабские страны, М., 1966; аль-Харбутли Али, Тарих аль-Ирак фи зилль аль-хукм аль-Умави (История Ирака под властью Омейядов), Каир, 1959; Сабит Исмаил Рави, аль-Ирак фи аср аль-Умави (Ирак в эпоху Омейядов), Багдад, 1965; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Lammens H., Etudes sur le règne du Calife Omaijade Mo’âwia I, t. 1–3, Beyrouth, 1906–1908; его же, Etudes sur le siècle des Omayyades, Beyrouth. 1930; Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt (Islamstudien), Bd 1–2, Lpz., 1924–32. См. также источн. и лит. при ст. "Аббасидов халифат".

Л. И. Надирадзе. Москва.



Еще в энциклопедиях