Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Мюнстерская коммуна





МЮ́НСТЕРСКАЯ КОММУ́НА (23 февр. 1534 – 25 июня 1535) – анабаптистское гос-во, созданное в Мюнстере (Вестфалия) в результате вооруж. борьбы местного плебса, бюргерства и анабаптистов, пришедших из соседних городов и Нидерландов, против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февр. анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в магистрате, 26 февр. из города были изгнаны все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов. Хотя власть формально принадлежала магистрату, она фактически все больше и больше сосредоточивалась в руках "главного пророка" – Яна Матиса, а после его гибели – "Иоанна Лейденского", к-рый в апр.–мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом "12 апостолов". В дальнейшем, в связи с осложнением воен. обстановки и внутр. конфликтами, в к-рых не последнее место занимали противоречия между мюнстерскими и пришлыми анабаптистами, была введена личная диктатура Иоанна Лейденского, провозглашенного (видимо, в сент. 1534) царем Нового Сиона (Мюнстера) и будущим владыкой всего мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд уравнит. мероприятий: имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничивались, а затем были запрещены; все жители обязаны были трудиться по специальности на общее благо и участвовать в обороне города, не получая за это особой оплаты; продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам под контролем анабаптистских властей, но орудия труда, мастерские и зем. участки оставались, видимо, в личном владении их собственников; моногамная семья, построенная на имуществ. основе, была заменена догматич. заимствованной из библ. текстов ветхозаветной полигамией; нарушения обществ. порядка, пьянство, всякого рода аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осажд. городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов. Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) "истинных христиан", избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного тысячелетнего "царства Христова", под к-рым подразумевалось наступление идеального мистич. царства социального равенства. Объективно все это не выходило за рамки революц. ниспровержения феодализма и проведения радикальной программы бурж. преобразований, переплетавшихся с нечетко выраженными элементами уравнительно-коммунистич. мечтаний. Эти мечтания могли превратиться в социалистич. борьбу "...только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 412). Исторически бесперспективной была и полигамия, к-рая, выполнив свою деструктивную задачу, должна была отмереть, уступив место новым формам бурж. семьи. С кон. 1534 положение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякали, попытки поднять восстание в поддержку М. к. в др. городах Вестфалии и в Сев. Нидерландах были жестоко подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер пал.

Для бурж. историографии в целом присуща открытая или слабо завуалированная враждебность к М. к. и ее деятелям, стремление отождествить совр. коммунизм с анабаптизмом и, черня последний, очернить и коммунизм. Снимаются проблемы клас. борьбы и социально-экономич. проблемы, связанные с анабаптистским движением [рус. писатель и публицист А. К. Шеллер-Михайлов считал М. к. результатом "...сильного эпидемического возбуждения умов...", олицетворенного в фигуре Иоанна Лейденского ("Революционный анабаптизм", СПБ, 1889, с. 156, см. также с. 185–87)]. Нидерл. баптистский историк В. Кюлер объявлял все социальные и экономич. мероприятия М. к. вытекающими, с одной стороны, из положения Мюнстера как осажденного города, с другой – прямо и исключительно из Священного писания (W. J. Kühler, Geschiedenis der nederlandsche Doopsgezingen in de zestiende eeuw, Haarlem, 1932).

Особенным нападкам со стороны бурж. историографии подвергалось введение анабаптистами общности имущества и полигамии, причем последняя прямо выводится из первой и изображается как "общность жен". Баптистский историк Э. Бакс проявил намерение объективно и научно подойти к определению сущности революц. анабаптизма. Он подчеркивал, что только "доктрина классовой борьбы как основы этического или иного суждения способна внести ясность в рассмотрение этого (т. е. в оценку анабаптизма. – А. Ч.) вопроса" ("Rise and fall of the Anabaptists", L.–N. Y., 1903, p. 320).

Источн.: Cornelius C. Α., Berichte der Augenzeugen über das Münsterische Wiedertäuferreich, "Die Geschichtsquellen des Bisthums Münster", 1853, Bd 2; Niesert J., Münsterische Urkundensammlung, Bd 1, Coesfeld, 1826; Detmer H., Hermanni a Kerssenbroch Anabaptistici furoris Monasterium inclitam Westphaliae metropolim evertentis historica narratio, "Die Geschichtsquellen des Bisthums Münster", 1899–1900, Bd 5–6.

Лит.: Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1–2, М., 1925; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века, М., 1964; Вах Ε. В., Rise and fall of the Anabaptists, L.– N. Y., 1903; Keller L., Geschichte der Wiedertäufer und ihres Reichs zu Münster, Münster, 1880; Mellink A. F., De Wederdopers in de Noordelijke Nederlanden. 1531–1544, Groningen – Djakarta, 1953; Sоdeur G., Der Kommunismus in der Kirchengeschichte, Münch., 1920; Troeltsch В., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, в его кн.: Gesammelte Schriften, 3 Aufl., Bd 1, Tübingen, 1923; Ritsсhl H., Die Kommune der Wiedertäufer in Münster. Ursachen und Wesen des täuferischen Kommunismus, Bonn – Lpz., 1923.

A. H. Чистозвонов. Москва.



Еще в энциклопедиях