Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Матриархат





МАТРИАРХÁТ (от лат. mater – мать и греч. ἀρχή – начало, власть; в точном значении "власть матери") – термин, широко употребляющийся для обозначения материнско-родового общества, первой универсальной стадии в истории человеч. общества, наступающей непосредственно за эпохой "первобытного человеческого стада". Археологич. М. охватывает огромный период истории, примерно от верхнего "палеолита" до развитого "неолита". В своем развитии М. проходит ряд этапов: на первом, охватывающем верхний палеолит и ранний неолит, люди занимаются охотой, рыболовством, собирательством, в ряде мест переходящем в простейшее земледелие; общество носит характер дуально-родовой организации (см. "Дуальная организация"), объединяющей брачными отношениями два экзогамных (см. "Экзогамия") матрилинейных (см. "Mатрилинейность") рода, сегментация к-рых приводит в дальнейшем к фратриальной (см. "Фратрия") организации, разрастанию и консолидации племени. Брак носит форму "группового брака" (постепенно переходящего в "парный брак") и характеризуется, по-видимому, раздельным (дислокальным) проживанием супругов. Материнско-родовая коммуна – осн. хоз. коллектив, в к-ром производств. отношения полностью совпадают с отношениями кровного родства по линии матери и носят характер первобытно-коммунистических, основанных на коллективном произ-ве и потреблении, на полном равенстве полов.

Второй этап М. характеризуется развитием мотыжного земледелия, разведением домашних животных, продуктивным рыболовством и морской охотой. Парный брак становится господствующим, дислокальное проживание супругов сменяется поселением мужа в родовой коммуне жены (см. "Mатрилокальность"). Включение мужа как чужака в хоз-во родовой коммуны ведет к постепенному отделению отношений кровного родства по линии матери от производств. отношений. Родовая коммуна превращается постепенно в матрилинейную и матрилокальную семейную общину, долго сохраняющую, однако, принципы древнего коллективизма и равенства. Материнский род объединяет женское ядро семейных общин с их потомками по женской линии. Мужчины же начинают занимать промежуточное положение, их права и обязанности связывают их с двумя родами – жены и матери, это положение обеспечивает им в дальнейшем возможность накопления отдельной, внеродовой собственности, сначала личной, а затем частной. Рост производит. сил в земледелии, в животноводстве, рыболовстве и охоте, развитие межплеменного обмена ведут к парцелляризации произ-ва и появлению частного присвоения, подрывающих основы коллективизма и равенства. Появление и рост частных богатств, сосредоточение их в руках мужчин как отдельной внеродовой собственности повело к укреплению индивидуальной семьи и превращению ее в семью моногамную, что привело к смене М. "патриархатом" – этапом распада родового общества. Это было, по словам Энгельса, "...всемирно-историческим поражением женского пола" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 60). Однако античная история знает примеры, когда становление частной собственности имело своим следствием возникновение женовластия, гинекократии, как специфич. формы перехода от родового общества к классовому.

В развитии М. проявилась общая неравномерность ист. развития. К эпохе Великих географич. открытий 15–16 вв. большинство отсталых народов мира находилось на разл. стадиях М. У одних он не достиг своего расцвета, и европ. колонизация вызвала быстрый распад М. и замену его разл. формами патриархально-семейных отношений (австралийцы, огнеземельцы, сенои, бушмены и др.); У других М. достиг развитых форм и переход к патриархату был чрезвычайно замедлен, а разложение родового общества происходило в форме позднематриархальных отношений (ирокезы, минанкабау, ашанти и др.). Институты М. и их пережитки сохраняются нередко до 20 в. Изучение такого рода институтов и пережитков позволило Дж. Ф. "Мак-Леннану", И. "Бахофену" и независимо от них Л. Г. "Моргану" сформулировать учение о М. как первой универсальной стадии в истории человеческого общества. Это учение получило свою дальнейшую разработку в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Сов. исследователи развивают осн. положения этого учения. С конца 19 в. проблема М. является предметом острой идеологич. борьбы между марксизмом и бурж. пониманием истории, сводясь к вопросу о том, начало ли человечество свой ист. путь с частной собственности и моногамной семьи или первобытный коммунизм был начальным и самым длит. периодом в прошлой истории общества и по единому ли пути шло развитие человечества. Бурж. наука пытается опровергнуть универсальность М. либо с позиций разл. вариантов патриархальной теории, утверждающей извечность частной собственности и моногамной семьи, или с позиций многолинейной эволюции, отрицающей единство ист. процесса и приписывающей народам разл. пути развития – одним матриархальный, другим патриархальный (В. Шмидт, Г. Кунов, Р. Лоуи, Дж. П. Мёрдок, В. Малиновский и др.). Однако все новые и новые этнографич. и историч. факты подтверждают и уточняют осн. положения развиваемого марксистами учения о М.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1963; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., Л., 1934; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.–Л., 1948; его же, Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; Mc-Lennan J. F., Studies in ancient history, L.; 1886; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861, Schneider D. M. and Gough K., Matrilineal kinship, Berkeley, 1961.

Ю. П. Аверкиева. Москва.



Еще в энциклопедиях