Клерикализм
В средние века К. находил свое выражение прежде всего в борьбе за папскую теократию (гл. обр. в 1113 вв.). К. вновь усилился после бурж. революций конца 18 в., 184849, особенно с конца 19 в. в противовес социалистич. движению. Вплоть до середины 19 в. к. выражал по преимуществу интересы феодально-аристократич. кругов. В России К. открыто выступил после 1905. "Первые же раны, нанесенные самодержавию, писал В. И. Ленин, заставили социальные элементы, поддерживающие самодержавие и нуждающиеся в нем, выйти на свет божий" (Соч., т. 15, с. 385). Видные иерархи православной церкви выступили, в частности, в 3-й Гос. думе с клерикальными требованиями. В эпоху империализма К. стал в полной мере орудием монополистич. капитала, стремящегося освятить свою диктатуру "законами бога", и носит ныне ярко выраженную антикоммунистич. направленность.
Значение К. в политич. и идеологич. арсенале империализма возросло после окончания 2-й мировой войны; он использует в своих целях не только разветвленный церк. аппарат, но и различные клерикальные орг-ции и политические партии. "Католические партии" длительное время стоят у власти в ФРГ и Италии, играют значит. политич. роль во Франции, Бельгии, Австрии и ряде др. стран. Церковь и ее орг-ции в большинстве бурж. стран вмешиваются в политич. жизнь, выступая, как правило, на стороне наиболее реакц. сил, претендуя на право диктовать верующим, за кого голосовать на выборах в парламенты и муниципалитеты. Под влиянием церкви в ряде капиталистич. стран находится школа преподавание закона божьего является неотъемлемой частью школьного воспитания (по конституции ФРГ, "религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом" Отдел 1, ст. 7, § 3). Гос-во субсидирует "частные" (на самом деле церковные) школы (закон Национального собрания Франции от 24 дек. 1959 о гос. субсидировании "частных" школ). Церковь осуществляет свою цензуру в области печати (см. ""Индекс запрещенных книг""). В нек-рых странах она осуществляет фактически контроль над кино (Испания), оказывает большое влияние на пропаганду по радио и телевидению (США, Италия, Англия, ФРГ), вмешивается в вопросы семьи, брака, воспитания детей (Италия, Испания, Португалия, Израиль и др.). К. требует контроля церкви над научными исследованиями в целях подчинения науки религии (энциклика Пия XII "Humani generis", 1950).
Создавая профсоюзные, молодежные, женские, культурные, научные и др. орг-ции, К. раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся (см. "Христианские профсоюзы", ""Католическое действие""). Однако политика руководства клерикальных орг-ций, злоупотребляющего религией в реакционных целях, встречает растущее противодействие со стороны верующих людей.
В социалистич. странах, где последовательно осуществляется принцип светского характера гос-ва, нет объективных условий для К.
Лит.: Великович Л. Н., Церковь и социальные проблемы современности, М., 1964; Шейнман M. M., Современный клерикализм, М., 1964; Майер Г., Штир П., Фашизм и политический клерикализм, пер. с нем., М., 1963; Альбрехт Э., Антикоммунизм идеология клерикального милитаризма, пер. с нем., М., 1963; Ellwein Th., Klerikalismus in der deutschen Politik, Münch., 1955.