Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Карматы





КАРМÁТЫ – приверженцы одной из двух ветвей секты "исмаилитов", возникшей в 9 в. в Юж. Месопотамии. Впервые о К. упоминает ат-"Табари" под 869, говоря, что отряд К. сражался в рядах "зинджей", восставших против Халифата. Масса К. состояла из крестьян, кочевников-бедуинов и частью из ремесленников. С кон. 9 в. К. возглавляли ряд антифеод. восстаний против халифата Аббасидов; наиболее крупными были: восстания в Ниж. Месопотамии (ок. 890–906), Бахрейне (894–99), Сирии (902). В 890 К. под предводительством Хамдана Кармата и его родича Абдана создали близ г. Куфы (совр. Ирак) свою штаб-квартиру ("дар альхиджра" – убежище в эмиграции).Социальный идеал К. – восстановление общинной собственности на землю, введение уравнит. распределения благ, всеобщее равенство, к-рое, однако, не должно было распространяться на рабов (пленников) – они должны были принадлежать не отд. лицам, а общине в целом. О религ.-филос. системе взглядов К. см. в ст. "Исмаилиты". В 899 К. овладели Бахрейном, где в нач. 10 в. создали свое гос-во в Эль-Ахсе (Вост. Аравия), к-рое просуществовало до кон. 11 в. Обществ. строй гос-ва К. описан перс.-тадж. писателем Насиром Хосровом, побывавшим в Эль-Ахсе в 1051. В гос-ве преобладали свободные земледельцы и ремесленники, они не платили налогов. Гос-во владело 30 тыс. рабов, к-рые работали на полях, в садах, на ремонте мельниц и т. п. Земледельцы и ремесленники могли получать у гос-ва беспроцентные ссуды; ростовщичество было запрещено. В 10 – 1-й пол. 11 вв. продолжались восстания К. на терр. от Сирии до Синда. Бахрейнские К., часто вторгались в Ниж. Ирак и Хузистан. В 930 К., непримиримые противники "суннизма", внезапно напали на священный центр мусульман – Мекку, ограбили город и святилище Каабу, увели в рабство много жителей и паломников. Нападения К. на суннитские области, сопровождавшиеся грабежами, резней, угоном в рабство мирных жителей, оттолкнули от К. широкие нар. массы, сочувствовавшие социальному идеалу К., но не разделявшие их религ. верований. Подавление восстаний К., жестокое их преследование "Газневидами", внутр. распри ослабили К. Во 2-й пол. 11 в. влияние К. в Иране и Месопотамии почти совсем упало. К кон. 11 – нач. 12 вв. секта К. сходит со сцены.

Лит.: Беляев Ε. Α., Мусульм. сектантство (Ист. очерки), М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Заходеρ Б. Н., Мухаммед Нахшаби, Уч. зап. МГУ, вып. 41, 1940; Gоеjе M. J. de, Mémoire sur les Carmathes du Bahrain, 2 éd., Leiden, 1886; его же, La fin de l'empire des Carmathes du Bahraïn, "JA", 9, sér., v. 5, 1895; Ivanow W., Brief survey of the evolution of Ismailism, Leiden – [Bombay], 1952; его же, Ismailism and Qarmatians, "Journal of the Bombay Branch of Royal Asiatic Society", v. 16, 1940; Massignon L., Esquisse d'une bibliographie Qarmate, в кн.: Ajab nama. A volume of oriental studies presented to E. G. Browne on his 60-th birthday, Camb., 1922; его же, Karmaten, Enzyklopaedie des Islam, Bd 2, Leiden-Lpz., 1927, S. 821–26.

И. П. Петрушевский. Ленинград.



Еще в энциклопедиях