Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Карлейль Т.





КÁРЛЕЙЛЬ, Карлайл (Carlyle), Томас (4.XII.1795 – 4.II.1881) – англ. публицист, историк, философ. Сын сел. каменщика. Окончил Эдинбургский ун-т (1814). Философско-ист. взгляды К. сформировались под сильным влиянием герм. философов-идеалистов и реакц. романтиков и отчасти "Сен-Симона". Энгельс определил мировоззрение К. как пантеизм (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 589). В памфлетах К. "Чартизм" ("Chartism", L., 1840), "Теперь и прежде" (L., 1843; рус. пер. – M., 1906) и др. произведениях 30 – нач. 40-х гг. сочувствие трудящимся, глубокая, подчас революц. критика капитализма сочеталась с апофеозом средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархич. обществ. отношений, что сближало К. с феодальным социализмом. В лучшем ист. сочинении К. "Французская революция" (L., 1837; рус. пер. – СПБ, 1907) наряду с оправданием свержения нар. массами прогнившего абсолютизма уже намечается крайне субъективистская идеалистич. концепция "культа героев", развернутая в цикле лекций "Герои, почитание героев и героическое в истории" (L., 1841; рус. пер. – СПБ, 1908), читанном в 1837–1840. Эта концепция положена в основу "Писем и речей Оливера Кромвеля" ("Oliver Cromwell's letters and speeches", L., 1845–46). По К., определяемые провидением законы развития мира открываются лишь "избранным", "героям", единственным действительным творцам истории ("история мира – биография великих людей"), а массы – "толпа, орудие в их руках"; героич. начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушит. силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе "истинных героев" – "вождей" (напр., Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории. По мере развития клас. борьбы пролетариата мелкобурж. философско-историч. концепция К. становилась все более реакционной. [См., напр., "Памфлеты последнего дня" (L., 1850; рус. пер. – СПБ, 1907) и др.]. Восхваляющая прусский милитаризм "История Фридриха Второго Прусского" ("History of Friedrich II of Prussia", v. 1–13, 1858–65) свидетельствовала о глубоком кризисе ист. творчества К. Концепция "культа героев" К. была подхвачена бурж. историографией и широко используется идеологами империалистич. реакции.

Соч.: The works, v. 1–30, L., 1896–1905; Letters. 1826–1836, v. 1–2, L.–N. Y., 1888.

Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. "Современные памфлеты. № 1. Современная эпоха. № 2. Образцовые тюрьмы", там же, т. 7; Ленин В. И., Тетради по империализму, Соч., 4 изд., т. 39, с. 509; Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, "ВИ", 1956, № 4; Frоude J. A., Thomas Carlyle, N. Y., 1882; Wi1son D. Α., Life of Thomas Carlyle, v. 1–6, N. Y., 1923–34; Young L. M., Thomas Carlyle and the art of history, L., 1939; Gascoyne D., Thomas Carlyle, L.–N. Y., 1952.

И. Н. Неманов. Смоленск.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia