Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Испанская марка





ИСПÁНСКАЯ МÁРКА (Marca Hispanica) – область Испании (между Пиренеями и р. Эбро), завоеванная у арабов франками в 785–811. В 817 была объединена с т. н. Готской маркой ("Септиманией"). С распадом империи Карла Великого И. м. составила самостоят., адм. единицу в составе владения Карла Лысого (865). Среди ее феод. владетелей выделяются графы Барселонские, ставшие с упадком "Каролингов" фактич. независимыми от франц. королей. Дальнейшая история И. м. сливается с историей графства Барселонского. Осн. социальным процессом в И. м. было постепенно развивавшееся ограничение феод. сеньорами свободы земледельч. населения. Вначале сервы были немногочисленны и изобильные свободные земли занимались (во мн. случаях на праве заимки) свободными пришельцами из Франкского гос-ва или исп. областей. Но к кон. 10 в. в результате развивавшегося прогресса феодализации площадь свободных земель уменьшилась и положение зависимых крестьян ухудшилось, хотя право перехода для них сохранялось до 12–13 вв.

Источн.: Petro de Marca. Marca hispanica, sive Limes hispanicus, P., 1688.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia