Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Иосифляне





ИОСИФЛЯ́НЕ, осифляне, – представители церк.-политич. течения в Рус. гос-ве в кон. 15–16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое назв. получили как последователи "Иосифа Волоцкого". Экономич. основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княж. оппозицией и выступали против великокняж. власти, стремившейся к секуляризации церк. земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, к-рый выдвигали т. н. "нестяжатели", поддержанные Иваном III. Нуждаясь в помощи сильной церк. орг-ции для борьбы с еретич. движениями (см. "Ереси") и с феод. оппозицией, Иван III уступил в этом вопросе; "стяжательские" требования И. были удовлетворены. Взамен Иван III заручился поддержкой со стороны церкви. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. С этого момента И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождем Иосифом Волоцким. Иосифлянин "Филофей" создал теорию "Москва – третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании офиц. идеологии рус. самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церк. иерархи 16 в. [митрополит "Даниил", ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, "Вассиан Топорков" (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Черный и др.].. Близко примыкал к И. митрополит "Макарий". И., обладая большинством, отвергли на "Стоглавом соборе" нестяжательскую программу, предложенную "Сильвестром" и его окружением. В сер. 16 в. по инициативе И. были созваны церк. соборы против еретиков, осудившие Матвея "Башкина" и "Феодосия Косого". По словам А. М. "Курбского", И. приняли активное участие в учреждении опричнины. Во 2-й пол. 16 в. наступление гос. власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения церк. привилегий привело к утрате значения И. во внутрицерк. и политич. делах. Идеологами сильной царской власти в сер. 16 в. начинают становиться светские писатели (И. С. Пересветов и др.), и к 17 в. иосифлянство как церк.-политич. течение прекращает свое существование.

Лит.: Рыбаков Б., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, № 3–4; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI в., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – нач. XVI в., М.–Л., 1960.



Еще в энциклопедиях