Закон судный людем
По вопросу о происхождении З. с. л. имеется несколько точек зрения. Долгое время общепринятым было (еще господствующее и сейчас) мнение о болг. происхождении З. с. л. Его впервые высказал рус. исследователь Г. А. Розенкампф ("Обозрение Кормчей книги в ист. виде", М., 1829, 2 изд., СПБ, 1839). В последние 1012 лет чеш. ученый И. Вашица (J. Vašica, "Origine cyrillo-methodienne du plus ancien code Slave dit,,Zakon Sudnyj ljudem"", в журн. "Byzantinoslavica", Prague, 1951, v. 12) и австр. Шмид, основываясь на наличии моравизмов и паннонизмов в тексте З. с. л., выдвинули гипотезу о появлении З. с. л. в "Великоморавской держав" в период деятельности там слав. просветителей "Кирилла и Мефодия". Наряду с этим существует гипотеза о рус. происхождении пространной редакции З. с. л. (сов. ученый M. H. Тихомиров).
Публ.: Закон судный людем краткой редакции, М., 1961; Закон судный людем пространной и сводной редакции, М., 1961.
Лит.: Πавлов А. С., Первоначальный славяно- русский Номоканон, Казань, 1869; Флоринский Т. Д., Древнейший памятник болг. права "Закон судный людем", К., 1904; Бобчев С., Един паматник на старото българско право (Законъ соудный людьмъ), "Периодическо списание на Българското книжовно Дружество", С., 190102, кн. 62; Ганев В., Закон соудный людьмъ, С., 1959; Андреев Μ., Является ли "Закон соудный людьмъ" древнеболгарским юридическим памятником?, в сб.: Славянский архив, Μ., 1959; Hube R., О znaczeniu Prawa Rzymskiego i Rzymsko-Byzantyńskiego u narodów sloviańskich, Warsz., 1868; Oroschakoff H., Ein Denkmal des bulgarischen Rechts, Stuttg., 1915; Kadlec К., Introduction à l'étude comparative de l'histoire du droit public des peuples slaves, P., 1933.