Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Древнеиранская мифология





ДРЕВНЕИРÁНСКАЯ МИФОЛÓГИЯ. Осн. источниками для изучения Д. м. являются "Авеста" и примыкающие к ней памятники среднеперс. лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси (10–11 вв.). Мифологич. сюжеты и образы, имена собственные богов и героев, сохраненные Авестой, перекликаются, а в ряде случаев и совпадают с сюжетами, образами, именами, зафиксированными древнейшим памятником индийской (индоарийской) словесности – "Ригведой". Эти общие Авесте и Ригведе мифологич. сюжеты являются общим наследием ираноязычных и индоязычных народов и восходят еще к эпохе индоиранской (арийской) общности (до 2-го тыс. до н. э.). В качестве примера таких древнейших индоиранских мифов могут быть приведены легенда о расширении царем Йима (др.-инд. Яма) обитаемого мира (Авеста, Видевдат II), легенда о первочеловеке и рожденных от него близнецах – мальчике и девочке (др.-инд. Яма и Ями, иран. Машьяг и Машьяни), давших впоследствии жизнь людскому роду (иран. версия этой легенды известна по ср.-перс. лит-ре) и др. К эпохе индоиран. общности восходят также многие божества и герои Д. м.: солнечное божество Митра, божество ветра и воздушного пространства Вата (Вайу), божество победы Варатрагна, божество вод Апам Напат, герой Траетауна – победитель дракона Дахака (Ажи-Дахака), и т. д. Большой интерес представляют легенды, связанные с именем царя Йимы (Йима Хшайта). Помимо уже упоминавшейся легенды о расширении земли, сюда относятся миф о золотом веке, когда "В царстве великолепного Йимы не было ни холода, ни жары, ни старости, ни смерти, ни созданной дэвами болезни" (Авеста, Ясна, IX, 5); миф о построении царем Йимой ограды, где были спасены от гибели семена мелкого и крупного скота, людей, собак и птиц, и т. д. (интересная параллель к легенде о Ноевом ковчеге). К несколько более позднему времени восходят, очевидно, циклы, связанные с именами мифич. героев, засвидетельствованных только в Д. м. и отсутствующих в мифологии древнеиндийской. Сюда относятся сюжеты о первозданном человеке Гайо Мартан (букв. – смертная жизнь), об Хаошь-янха, Тахма Рупа (букв. – сильный Рупа), укротителях дэвов и ряд др.

В Сасанидскую эпоху (3–7 вв.) мифологич. циклы были включены в контекст легендарной истории Ирана, в результате чего мифологич. персонажи были переосмыслены и превратились в первых царей Ирана, связанных друг с другом кровным родством и преемственностью правления.

Д. м. нашла отражение в фольклоре и искусстве народов Средней Азии.

Лит.: Оранский И. М., Введение в иран. филологию, М., 1960 (библ.); Molé M., Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, [P.], 1963.

И. M. Оранский. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia