Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Древнеиндийская мифология





ДРЕВНЕИНДИ́ЙСКАЯ МИФОЛÓГИЯ. Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания "Ригведы" (2-е – нач. 1-го тыс. до н. э.). Боги Ригведы (их более 3 тыс.) представляли собой персонификацию различных сил и явлений природы (водной стихии, огня, неба и т. д.). Богов представляли по образу и подобию людей, однако антропоморфизм не развился до четко выраженной индивидуальной характеристики, в частности потому, что явления природы, к-рые представляли эти божества, имели много общего. Так, в значит. мере совпадали функции важнейшего бога Вед Индры, олицетворявшего грозу и бурю, Рудры (бога грозы), Агни (бога огня), Марутов (богов бури и ветра), Парджаньи (дождевого облака). Боги враждовали с демонами, предводителем к-рых было злое божество Вритра – олицетворение засухи. Главой богов считался Варуна, сначала отождествляемый с небом (Дьяус), а позднее олицетворявший водную стихию и игравший роль охранителя порядка и справедливости. От неба и земли, согласно Д. м., был рожден Индра, грозный бог-воин, победивший Вритру и ставший предводителем и царем богов; из живота убитого Вритры излились мировые воды, породившие солнце. Воды, падая с неба в виде дождя, стали орошать землю, а солнце, давая тепло, сделало ее плодородной. Олицетворением солнца были божества Сурья, Савитар, Митра, Пушан, "Вишну". Один из космогонич. мифов рассказывает, что сначала было небытие (Асат), породившее бытие (Сат), состоящее из земли, твердого неба и воздушного пространства, возникшего при рождении Индры, к-рый, увеличившись до ужасающих размеров, разъединил небо и землю, породивших его. Атмосфера стала обиталищем Индры и богов. Здесь боги рождались и наслаждались жизнью, как пользующиеся всеми благами богатые люди. Посредником между людьми и богами, передающим богам жертвы, приносимые людьми, считался Агни. Другим великим культовым богом был Сома – персонификация ритуального опьяняющего напитка и луны. Демоны обитали в бездне Асат, расположенной ниже земли, но они подстерегали людей повсюду, принимая, как и мелкие злобные духи, любые обличья.

В нач. 1-го тыс. до н. э., в период формирования рабовладельч. отношений, в Индии распространяется "брахманизм". С возникновением брахманизма главными богами становятся "Брахма" – бог-создатель, олицетворение Вселенной и ее творец, "Шива" и Вишну. Индра стал второстепенным, хотя и могущественным богом. Ряд важных ведических богов теряет свое значение. Однако в целом ведические боги вошли в брахманистский пантеон. С Брахмой связан ряд космогонич. и космологич. мифов, а также мифов, оправдывающих класс. различия в обществе, в частности существование "варн". Шива и Вишну олицетворяли вечно живую природу и плодородие, но Шива – грозный, устрашающий, а Вишну – благожелательный к людям бог. Многообразие и противоречивость мифологии брахманизма объясняются тем, что племенные и общинные божества не уничтожались, а лишь подчинялись культу главных богов. Наибольшее развитие получили мифы о Вишну, воплощавшемся на земле в различные существа для уничтожения злых сил и помощи людям и богам. Известны 10 главных аватар (воплощений) Вишну и 22 "малых" аватары. В средние века Вишну почитался преимущественно в образах "Рамы" и "Кришны". Шиву обычно представляли аскетом, погруженным в созерцание или пляшущим в состоянии религ. экстаза; мифы о Шиве менее многообразны, чем мифы о Вишну. В пантеоне высших богов почетное место принадлежало Великой матери, культ к-рой воплощался гл. обр. в богине – супруге Шивы, предстающей как в благостной, так и в ужасающей, грозной форме. Она имела много имен: Ума, Дурга, "Кали" и др. Большую роль в брахманистской мифологии играло учение о перевоплощении душ (сансара) и воздаянии или возмездии ("карма"). Индийцы верили, что перед следующим воплощением душа человека попадает в рай или мучается в адах, к-рых насчитывалось более двадцати. Вселенную представляли покоящейся на спинах слонов, землю – в виде цветка лотоса, плавающего в океане. Лепестки его – это 7 континентов, один из к-рых – Джамбудвипа (Индия). В центре земли помещали гору Меру, вокруг к-рой двигалось солнце. Многочисленны мифы о риши (мудрецах). Риши Вьяса считался автором "Вед", ""Махабхараты"" и "Пуран", просветителем человечества. В 6–5 вв. до н. э. в Индии зародился "буддизм", складывавшийся в условиях образования крупных рабовладельч. гос-в и все более тяжелого угнетения трудящихся. Буддийские мифы в осн. связаны с личностью "Будды", особенно с его многочисленными перевоплощениями. В качестве демона-искусителя выступает Мара с войском, олицетворяющим желания и страсти. В буддийских мифах часто действует Индра под именем Шакры. С возникновением "махаяны" появляются мифы о буддах-богах (грядущем спасителе Майтрее, тысячеруком благодетельном Авалокитешваре и др.). История самого Будды Гаутамы приобретает все более фантастичные черты. Создаются мифы о знаменитых учителях буддизма, джайнистские (см. "Джайнизм") мифы рассказывают в осн. о подвигах Махавиры и предшествовавших ему 23 "основателей веры" (тиртхакаров).

Мифология совр. отсталых племен Индии самостоятельна, хотя встречаются нек-рые следы индусской мифологич. традиции.

Д. м. оказала огромное влияние на лит-ру, иск-во и фольклор Индии.

Лит.: Ильин Г. Ф., Старинное индийское сказание о героях древности, М., 1958; Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. 1, М., 1876; Maсdоnеll Α. Α., Vedic mythology, Stras., 1897; Hopkins Ε. W., Epic mythology, Stras., 1915; Gοx G. W., The mythology of the aryan nations, v. 1–2, L., 1870; Mackenzie D. Α., Indian myth and legend, L., [1913]; Thomas P., Epics, myths and legends of India. A comprehensive survey of the sacred lore of the Hindus, Buddhists and Jains, Bombay, 1961; Grооke W., The popular religion and folklore of Northern India, Westminster, 1896.

Ε. Μ. Медведев. Москва.



Еще в энциклопедиях