Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Далай-лама





ДАЛÁЙ-ЛÁМА – с 16 в. титул тибетских первосвященников [от монг. далай – море (мудрости) и "лама" ]. Возникновение института Д.-л. связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной "Цзонкаба" (1357–1419). Первые далай-ламы (до 3-го Д.-л. они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391–1474), основавший в 1447 монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475–1542). Последний был объявлен в конце жизни "перевоплощением" Гэдюн-трупа, одновременно был сформулирован т. н. принцип перевоплощения умершего главы секты Гэлуг-ба в только что родившегося младенца, что обеспечивало преемственность руководства секты, придерживавшейся безбрачия.

Титул Д.-л. главы секты Гэлуг-ба стали носить начиная с 3-го Д.-л. Соднам-джамцо (1543–88), распространявшего буддизм среди монголов и получившего этот титул в 1578 от монг. Алтын-хана. Преемником 4-го Д.-л. Йонтэн-джамцо (1589–1616), монгола по происхождению, стал знаменитый 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо (1617–82). Он силой установил власть секты Гэлуг-ба над всем Тибетом, став фактически не только его духовным, но и светским правителем. 5-й Д.-л. построил дворец Потала в Лхасе, куда перенес резиденцию Д.-л. из монастыря Дрэпунг. Стремясь к обоснованию "божественности" происхождения власти Д.-л., он объявил себя земным воплощением "бодхисатвы" Авалокитешвары. При 5-м Д.-л. возник институт "панчен-лам".

Последующими Д.-л. были: 6-й Д.-л. Лобсан-цханг-янг-джамцо (1683–1705?), 7-й – Лобсан-Калсан-джамцо (1708–58), 8-й – Лобсан-джампал-джамцо (1759–1804). 9-й Д.-л. Лобсан-лунгток-джамцо (1805–15), 10-й – Лобсан-цхюлтим-джамцо (1817–1838), 11-й – Лобсан-кхэтруп-джамцо (1838–55) и 12-й – Агван-лобсан-принлэ-джамцо (1856–75) были убиты до достижения совершеннолетия регентами – крупнейшими феодалами, боровшимися за власть. С именем 13-го Д.-л. Агван-лобсан-тубдэн-джамцо (1876–1933) связана история империалистич. экспансии Англии в Тибет. Начав свое правление с борьбы против британских колонизаторов, он изменил затем освободит. движению тибетских патриотов и стал орудием в руках империалистов, добивавшихся отторжения Тибета от Китая. 14-й Д.-л. Лозон-дантзен-джамцо-нгванг (р. 1935) был возведен в сан в то время, когда в Лхасе обострилась борьба господствующей клики феодалов-сепаратистов, подстрекаемых извне, с патриотич. силами тибетского народа. После окончания 2-й мировой войны и начала третьей гражданской революц. войны в Китае реакц. окружение молодого Д.-л. попыталось использовать обстановку для реализации своих сепаратистских планов. Однако победа нар. революции в 1949 и создание КНР сорвали эти планы. Заключенное в мае 1951 между Центр. нар. пр-вом и местными тибетскими властями соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета открыло перед тибетским народом путь к новой жизни. Пр-во КНР, учитывая обстановку и своеобразное положение в Тибете, пошло на ряд уступок тибетским феодалам. Д.-л. был избран в 1954 заместителем председателя Постоянного к-та Всекитайского собрания народных представителей и назначен в 1956 пред. Подготовит. к-та по созданию Тибетского авт. р-на. Однако в марте 1959 реакционные элементы из местных тибетских властей и реакционная клика феодалов подняли мятеж и увезли, как полагают, 14-го Д.-л. за пределы страны. См. также "Тибет".

Лит.: О тибетском вопросе. Пекин, 1959; Schulemann С., Die Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz., 1958.

В. А. Богословский, Б. П. Гуревич. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia