Городская реформа 1870
Компетенция гор. обществ. управления была ограничена местными хоз. вопросами: внеш. благоустройство города, меры против пожаров, попечение о развитии местной торговли и пром-сти, здравоохранения и нар. образования ("преим. в хоз. отношении") и т. п. На гор. думы были возложены обязат. расходы по содержанию пожарной охраны города, полиции, тюрем и казарм. На эти расходы приходилось в разное время от 20 до 60% всего бюджета. Гор. доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с пром. и торг. предприятий, пошлинных сборов за клеймение весов и мер, аукционы и пр. и сборов с принадлежавших городу предприятий (торг. ряды, бани, гор. бойни и пр.). Все эти доходы не покрывали растущих расходов города. Думы и управы не обладали принудит. властью, они подчинялись строгой опеке губернатора и мин. внутр. дел. Губернатор мог наложить вето на любое постановление думы и управы.
При всей своей ограниченности Г. р. все же была шагом вперед по сравнению с дореформ. организацией гор. управления. Она способствовала нек-рому улучшению гор. х-ва. Построенные на бурж. принципе имуществ. ценза выборные гор. думы и управы более соответствовали потребностям капиталистич. развития, чем прежние сословные органы гор. управления.
Новое Городовое положение 11 июня 1892 (см. ""Контрреформы"") еще более сузило состав представительства в пользу крупной буржуазии и дворян и ограничило права гор. обществ. управления. Числ. состав гор. дум сокращался более чем в 2 раза. Преимущество на выборах гласных отдавалось владельцам недвижимой собственности, для к-рых имуществ. ценз был значительно повышен (до 3 тыс. р. в столицах, до 1 тыс. р. в уездных городах и 300 р. в небольших гор. поселениях). Приказчики и мелкие торговцы были совсем исключены из состава избирателей. Число избирателей резко сокращалось. Ни одно постановление гор. думы не могло быть проведено в жизнь без одобрения губ. начальства. По существу гор. самоуправление превращалось в подсобный орган пр-ва по вопросам местного х-ва. Но и в таком урезанном виде царизм не решился провести Г. р. в Польше, Ср. Азии и Финляндии, где гор. думы не были созданы.
Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; 2 ПСЗ, т. 45. отд. 1, № 48498; Новое городовое положение выс. утв. 16-го июня 1870 г., М., 1871; Мыш М. И., Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями, 8 изд., П., 1915; Мат-лы, относящиеся до нового обществ. устройства в городах империи (городовое положение 16 июня 1870 г.), т. 13, СПБ, 1877; Пажитнов К. Α., Гор. и земское самоуправление, СПБ, [1913]; Пичета В. И., Гор. реформа 1870 г., в кн.: "Три века", т. 6, М., 1913; Шрейдер Г. И., Город и городовое положение 1870 г., в кн.: История России в XIX в., т. 4, [СПБ, 190809]; его же, Городская контрреформа 11 июня 1892 г., там же, т. 5, [СПБ, 1909].