Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Владимир Святославич





ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛÁВИЧ (после крещения – Василий, ум. 1015) – кн. киевский, по данным "Повести временных лет", примерно с 980, сын "Святослава Игоревича" и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Новгороде. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной "варягов", изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значительно расширил и укрепил владения "Киевской Руси". В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавшиеся под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка – сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на "вятичей", в 983 – на "ятвягов" и продвинулся к Балтийскому м., в 984 – на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями др.-рус. гос-ва, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с "печенегами", укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по pp. Десне, Осетру, Трубежу, Суде и Стугне цепь городов.

Стремясь усилить свою власть и объединить гос-во, В. С. попытался собрать в Киеве изображения всех языческих богов и сделать обязат. поклонение им. Но эта попытка не имела успеха. Киевское гос-во нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христианство. Крещение В. С. произошло, видимо, в конце 987 или нач. 988. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. "Василия II" Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988–89 В. С. ввел христианство в качестве гос. религии (см. "Крещение Руси").

В. С. выдал клиру Десятинной церкви т. н. "подтвердительную грамоту", определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феодальные отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правления В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как "Владимир Красное Солнышко", создатель "Застав богатырских", окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.

Лит.: Повесть временных лет, ч. 1–2, М.–Л., 1950; Сб. в память 900-летия крещения Руси, К., 1888; Завитневич В. З., Владимир Святой, как политич. деятель, К., 1888; Срезневский В. И., Память и похвала князю Владимиру и его житие по сп. 1494 г., СПБ, 1897; Шахматов Α. Α., Корсунская легенда о крещении Владимира, СПБ, 1906; Юшков С. В., Исследования по истории рус. права, в. 1, Новоузенск, [19251; Греков Б. Д., Киевская Русь, [М.], 1953; Будовниц И. У., К вопросу о крещении Руси, в сб.: ВИРА, [т.] 3, М., 1955.

И. У. Будовниц. Москва.



Еще в энциклопедиях