Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Византийская культура





ВИЗАНТИ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА – культура Византии (4–15 вв.). В отличие от западноевропейской, В. к. испытала сравнительно слабое воздействие культурных влияний варварских племен. Вместе с тем В. к. многое черпала из антич. наследия, а также из культуры населявших Византию народов (сирийцы, армяне, славяне и др.); она испытала влияние араб. культуры. Образование зиждилось не только на свящ. писании, но и на поэмах Гомера; антич. авторов переписывали и изучали. Однако освоение антич. традиций было, как правило, схоластичным: они приобретали силу беспрекословного авторитета; отсюда – появление различных компиляций и словарей, подражание художеств. приемам древних авторов, сохранение классич. греч. яз. Как и повсюду, идеология, отражавшая интересы господств. класса, существовала в Византии наряду с идеологией оппозиц. кругов и идеологией нар. масс. Идеология господств. класса, хотя и сохраняла внешне антич. традиции, отвергла антич. идеал гармонич. развития свободной личности; в ее основе лежал церк. аскетич. идеал принижения плоти перед духом, выражающий в конечном счете идею смирения. Деспотич. характер визант. гос-ва имел своим следствием установление строгого контроля за идейной жизнью, порождавшего сервилизм перед власть имущими и безудержное восхваление правящего императора, господство трафаретных образов и словосочетаний, боязнь смелой мысли. Важнейшим центром офиц. В. к. был до 12 в. Константинополь, с 12 в. гл. очагами В.. к. стали провинц. центры, монастыри и феод. поместья. Оппозиц. элементы (гор. круги, нек-рые слои класса феодалов) стремились противопоставить апологии самодержавия учение (хотя и непоследовательное) о свободе человеч. личности, а также критику "тирании". Нар. культура находила свое выражение в эпосе и баснях, в песнях на разговорном яз. (отличавшемся от литературного), где подчас высмеивались императоры, в празднествах, сохранявших языч. формы, в выступлениях вожаков медведей, представления к-рых были пародией на судей и богачей, и т. д.

Историю развития В. к. можно разделить на след. периоды: 1) 4–кон. 7 вв. – период, характеризующийся борьбой отживающей цивилизации разлагающегося рабовладельч. об-ва, внутри к-рого уже зарождаются элементы феодализма, с новой идеологией; христ. церковь не только ведет борьбу против антич. культуры, но и стремится придать классич. наследию богослов. окраску, переработав его в духе христ. богословия (упадок позднеантич. полиса в 6–7 вв. и вторжения варваров неблагоприятно отразились на состоянии В. к.). 2) Кон. 7–сер. 9 вв. – период культурного спада в связи с сокращением ремесл. произ-ва и торговли, общей аграризацией, экономич. упадком. 3) Сер. 9–10 вв. – новый культурный подъем в Константинополе, распространившийся в 10 в. на провинц. города; 4) 11–12 вв. – период наивысшего развития В. к., обусловленного расцветом визант. городов. 5) Кон. 12–13 вв. – полоса культурного спада, связанного с экономич. и политич. упадком империи в кон. 12 в., усугубленным захватом и варварским разграблением Константинополя крестоносцами в 1204. 6) 14 – нач. 15 вв. – новый подъем В. к. в условиях зарождения гуманистич. идеологии и ожесточ. борьбы реакции против ростков визант. гуманизма, к-рый оставался ограниченным: главным в нем была не борьба за свободу мысли, а формальное восстановление антич. образованности. Слабость визант. гуманизма коренилась в ограниченности раннекапиталистич. развития в Византии.

Техника. В с.-х. технике сохранялись бесколесный плуг, молотьба с помощью запряженных в деревянные сани быков и ослов. Земледелие было двухпольным, важную роль играло виноградарство, садоводство и разведение оливы. Применялось искусств. орошение. Ручная или приводимая в движение скотом мельница с 11 в. вытесняется водяной; позднее появляется ветряная мельница. В 10 в. в монастырском х-ве делались попытки применить приводимую в движение быками "машину" для замешивания теста. Подъем ремесла заметен с сер. 9 в. в столице, с 10 в. – в провинции. С 9 в. широко распространяется поливная керамика, стеклоделие на антич. рецептах и др. Автоматич. механизмы, как и в древности, изготовлялись лишь для увеселений. В ювелирном и шелкоткацком произ-ве Византия до кон. 12 в. занимала первое место в Европе; в кораблестроении – первоначально обгоняла Зап. Европу (с 9 в. применялся косой парус).

Образование. В 4–7 вв. поддерживались традиции антич. образованности, сохранялись старые науч. центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа), возник новый – Константинополь. С кон. 7 в. высшее образование практически исчезло; возродилось лишь с 9 в. (Магнаврская школа в Константинополе). В 1045 был осн. Константинопольский ун-т с 2 ф-тами: юридическим и философским. При церкви св. Апостолов была создана высшая мед. школа. В кон. 13 в. крупным центром В. к. становится Мистра. Элементарные школы (частные или церк.-монастырские) существовали преим. в городах. Антич. обществ. б-ки с победой христианства были уничтожены (Константинопольская б-ка в 120 тыс. книг погибла в кон. 5 в.). Несмотря на распространение бомбициновой бумаги (уже в 11 в.), книги (до 14 в.) переписывались преим. на пергамене и были очень дороги, б-ки монастырей и частных лиц – невелики.

Математика. В математике широкое распространение получило комментирование соч. антич. авторов, в первую очередь Эвклида и Архимеда [Феон Александрийский (4 в.) и философ-неоплатоник Прокл Диадох (ок. 412–485); последнему принадлежит комментарий к первой кн. "Начал" Эвклида с рассмотрением постулата о параллельных линиях]. В 6 в. Евтокий Аскалонский комментировал Архимеда и Аполлония. Из самостоят. произв. интересны исследования сечения конуса и цилиндра Сереном Антинейским (4 в.) и трактат по арифметике Домнина (515–585). Математич. знания применялись на практике: Синесий Киренский (ок. 370 – ок. 413) усовершенствовал астролябию, что способствовало развитию навигац. дела. Анфимий Тралльский оставил соч. "Об удивит. механизмах", где дал объяснение оптич. свойств зажигательных зеркал. В 1-й пол. 7 в. Стефан Александрийский написал трактат об устройстве астролябии. Хотя в дальнейшем математика в основном свелась к комментированию антич. образцов (прежде всего Герона), однако кое-какие новые моменты были внесены: в 9–11 вв. начинается применение индийских цифр в араб. написании, не получившее, однако, широкого распространения; в 9 в. Лев Математик использовал букв. обозначения в качестве символов, заложив основы алгебры. С кон. 13 в. интерес к математике усилился: математич. проблемы рассматриваются в спец. трудах Иоанна Педиасима, Максима Плануда, Мануила Мосхопула, Исаака Аргира. Несмотря на компилятивный в целом характер этих работ, наличие интереса к точным наукам показательно для последнего ("гуманистич.") периода В. к.

География. В сер. 4 в. Касторий составил карту дорог Рим. империи (от Британских островов до Цейлона), свидетельствующую о сравнительно высоком уровне географич. знаний. Анонимным автором, сирийцем по происхождению, было составлено "Полное описание мира и народов", где давалась обстоят. характеристика экономики и культуры стран Востока, обычаев и нравов вост. народов, а также описание торг. путей и важнейших экономич. центров Рим. империи. В 6 в. Гиерокл в "Синекдеме" дал перечисление провинций и городов Визант. империи, послужившее образцом для ряда поздних гос. и церк. справочников. Вся последующая географич. лит-ра вплоть до 13 в. сводится к небольшому количеству описаний путешествий, гл. обр. паломников.

Космография. Астрономия. В сер. 6 в. Косма "Индикоплов" написал "Христианскую топографию". Ставя своей задачей опровергнуть систему Птолемея, как противоречащую Библии, Косма утверждал, что земля имеет форму плоского четырехугольника, наподобие ковчега, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Это соч. означало шаг назад в представлениях о строении Вселенной. Однако в нем содержались ценные сведения о природе и животном мире, о быте и нравах населения Аравии и Вост. Африки, к-рые Косма посетил сам, и Индии, о крой он писал со слов очевидцев. В Византии антич. космогонич. представления сохранялись, и в 9 в. "Фотий" полемизировал против наивной космогонии Космы. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам астрологии, к-рая часто становилась оружием в политич. борьбе. В 12 в. развернулась дискуссия об астрологии, достоинства к-рой защищал Мануил Комнин. В 14 в. появились соч. по астрономии, учитывавшие достижения араб. ученых ("Осн. начала астрономия, науки" Феодора Метохита).

Химия и ее спутница алхимия были неразрывно связаны с потребностями ремесл. произ-ва. Значит. уровня достигло в 4–7 вв. изготовление красок и стекла. Химия обслуживала художеств. ремесла – изготовление керамич. изделий, мозаичной смальты, эмалей. Большую роль она играла в медицине. Известны рецепты нек-рых красителей и лекарств, а также спец. руководства по их изготовлению. Стефан Александрийский создал трактат по алхимии, где ставил вопрос о производстве золота. Ученые-химики в ранней Византии, по-видимому, уже применяли спец. обозначения химия, веществ, являющиеся предшественниками обозначения элементов. Огромное практич. значение имело изобретение в Византии в 7 в. греч. огня. В 678 сирийский архитектор Калинник впервые предложил применить в морском бою против араб. кораблей зажигат. смесь, дающую не гасимое водой пламя и даже воспламеняющуюся при соприкосновении с водой. Состав греч. огня долгое время хранился в глубокой тайне; позднее было установлено, что он состоял из нефти, смешанной с асфальтом, смолами, негашеной известью и др. горючими веществами. Изобретение греч. огня на долгое время обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

Медицина. В медицине наряду с изучением соч. Галена и Гиппократа создавались самостоят. труды, обобщающие врачебный опыт. Крупным мед. центром была Александрия, где изучалась анатомия. Врач Орибасий из Пергама (326–403) составил мед. энциклопедию в 76 кн. (сб. извлечений из произв. древних медиков и обобщение личного опыта автора). Ко 2-й пол. 4 в. относится деятельность врача Филагрия (диагностика и терапия болезней печени и селезенки) и Посидония (попытка локализовать психич. способности в различ. участках мозга). В 6 в. врач Аэций из Амиды составил руководство по медицине в 16 кн., Александр Тралльский – труд по патологии и терапии внутр. болезней, переведенный впоследствии на лат., сирийский, араб. и евр. яз. Павел Эгинский (7 в.) был автором руководства по хирургии и акушерству, получившего затем известность у арабов. В последующий период византийцы использовали не только антич. наследие, но и произведения араб. медиков: уже в 10 в. было переведено соч. Абу Джафар Ахмеда; позднее Симеон Сиф в кн."О воздействии пищи" использовал не только Галена, но и совр. араб. рецепты. Араб. традиции были использованы и поздними визант. анатомами и фармакологами, в т. я. Николаем Миренсом (кон. 13 в.), соч. к-рого по фармакопее пользовалось авторитетом на З. вплоть до 17 в. Мед. обслуживание стояло на сравнительно высоком уровне: так, в Константинополе в 12 в. была создана больница из 5 отделений со спец. штатом врачей.

Естествознание. Ранневизант. период не богат серьезными науч. трудами; зоология и ботаника носили чисто прикладной, описат. характер. В 5–6 вв. Тимофеем из Газы был написан трактат о животных Индии (извлечение из произведений древних авторов). Своеобразными христ. энциклопедиями естествознания стали т. н. "Шестодневы", основанные на библ. сказании о "сотворении мира" в 6 дней. Наибольшей известностью пользовались "Шестодневы" "Василия Кесарийского" и "Григория Нисского", в к-рых делалась попытка переосмыслить антич. представления о мире с т. зр. христ. богословия. Наряду с этим в них содержались сведения о животном и растит, мире, основанные на наблюдениях живой природы. Широко были распространены созданные еще в первых веках н. э. сборники естественноисторич. сведений о животных, т. н. "Физиологи", приобретшие теперь церк. окраску и богословско-аллегорич. истолкование. Потребности с. х-ва настоятельно требовали расширения и систематизации агротехнич. знаний. В 4 в. Анатолий из Бейрута и Дидимий из Александрии создали трактаты по агрономии, обобщающие накопленный агротехнич. опыт. В 10 в. их трактаты были положены в основу компилятивного сб. "Геопоники".

Философия и богословие. Философия в Византии была подчинена богословию. Материалистич. элементы в философии преследовались. Однако в 12 в. они вновь усилились: напр., в речи Михаила Анхиала, философа при дворе Мануила Комнина, содержится полемика против тех, кто утверждал, что мир не сотворен и не имеет начала. Возникали также споры богословов с последователями "Эпикура", утверждавшими, что не бог, а судьба управляет жизнью людей. Большим влиянием пользовалось идеалистич. филос. направление. В 4–7 вв. неоплатонизм, с одной стороны, был использован для выработки христ. вероучения (Псевдо-Дионисий Ареопагит), а с другой – послужил идейным источником арианства и нек-рых др. еретич. учений. Позднее, в 11 в., платоновский идеализм был использован Михаилом "Пселлом" и особенно Иоанном Италом для отстаивания права на критич. отношение к богослов. авторитетам; у философов 14–15 вв., особенно у "Георгия Гемиста Плифона", учение "Платона" выступает как идейное обоснование гуманистич. тенденций. Важнейшим для визант. социологов был вопрос о природе императорской власти; если "Валсамон" отстаивал принципы автократии, то у ряда авторов мы находим осуждение императорского произвола и прославление абстрактной гуманности (Михаил Пселл, "Никита Хониат", Никифор "Влеммид"). С завершением христологич. споров в 7 в. (монофелиты) наступил период систематизации визант. богословия, что было выполнено "Иоанном Дамаскином", опиравшимся, помимо "отцов церкви", на систему "Аристотеля", отвергнув ее диалектич. элементы; систематизация богословия протекала в борьбе с "иконоборчеством". В дальнейшем господств. направление в визант. богословии сосредоточивает свои усилия на полемике с еретиками: "павликианами" и богомилами, и с латинянами (см. ""Разделение церквей""). С 11 в. в Византии распространяется мистика (Симеон Новый Богослов), пытавшаяся увести возрождавшуюся пытливость человеч. ума в дебри сверхъестественного. В борьбе с элементами визант. гуманизма и рационализма (Варлаам) распространяются особенно в 14–15 вв. мистич. учения ("Григорий Палама" и др.).

Литература. В 4–6 вв. господствуют унаследов. от античности лит. формы: речи, письма, эпиграммы, эротич. повесть; под сильным влиянием антич. риторики находятся и церк. писатели (Василий Кесарийский, "Григорий Богослов", "Иоанн Златоуст"). Зарождаются и новые лит. формы – церк. поэзия (Роман Сладкопевец), агиография, частично использующие нар. язык и нар. сказания. Эти лит. формы становятся ведущими в 7–1-й пол. 9 вв.; во 2-й пол. 9–10 вв. происходит активное собирание и переработка антич. памятников (Фотий, "Арефа" Кесарийский, Лев Хиросфакт, "Константин VII Багрянородный"), в лит-ру широко проникают светские темы, особенно популярным становится образ воина (""Дигенис Акрит""). С 11 в. осн. жанрами становятся речь и письмо, представляющие гораздо большие возможности для обсуждения обществ. проблем (Михаил Пселл, Иоанн Мавропод, "Феофилакт Болгарский", "Евстафий Солунский", "Михаил Хониат" и др.). С развитием критич. отношения к господств. идеологии особое внимание привлекает такой атеистич. писатель, как Лукиан, к-рому много подражают (напр., "Тимарион"). В поэзии 11–12 вв. можно встретить не только многословные панегирики и псевдоученые комментарии (Иоанн Цеца), но и полные юмора зарисовки живых сцен (Христофор Митиленский, Феодор Продром). В отличие от свойственного антич. лит-ре героизированного образа, визант. лит-ра стремится создать сложный образ противоречивого человека, греховного, но стремящегося к добру. С 12 в. живой яз. пробивает себе путь в поэзию. По-видимому, с укреплением феод. порядков связано распространение "куртуазного" романа. В лит-ре 14–15 вв. обществ. проблемы ставятся очень остро (Алексей Макремволит, Георгий Гемист Плифон, стихотворные басни), однако свойственные гуманистической литературе жанры развиты еще слабо (автобиографич. повесть Мануила Фила), антич. формы (письмо и речь) по-прежнему привлекают крупнейших прозаиков ("Никифор Григора", "Димитрий Кидонис"). К чисто ср.-век. жанрам восходят как сатирич. повести, где героями выступают птицы, рыбы или плоды, так и "плачи".

Историч. наука. Соч. историков – один из интереснейших жанров визант. лит-ры. В 4–7 вв. были еще живы традиции антич. историч. науки. Наиболее крупный историк – идеолог аристократии "Прокопий Кесарийский", критически оценивающий политику Юстиниана. Церк. историография ("Евсевий Кесарийский", Сократ, Созомен) откровенно апологетична и лишена критич. отношения к источникам. В 8–9 вв. осн. вид историч. соч. – всемирные хроники, где большое внимание уделяется церк. событиям ("Феофан Исповедник", "Георгий Амартол"). С 10 в. появляются произведения, авторы к-рых самостоятельно оценивают события и ставят своей задачей выяснение причины ("Феофана Продолжатели"). Расцвет историч. науки – 11–12 вв. (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, "Анна Комнина", "Иоанн Киннам", Никита Хониат): образы действующих лиц становятся полнокровными, оценки событий – индивидуальными, сообщается много подробностей, внимание сосредоточивается на событиях, современниками к-рых были авторы. В историч. науке 13 в. наблюдается нек-рый спад (крупнейший историк – "Георгий Акрополит"). В 14 в. наряду с историч. соч., где богослов. проблемы занимают главенствующее место (Никифор Григора), зарождается характерный для гуманистич. лит-ры жанр субъективных история, мемуаров (Иоанн Кантакузин). Обширная историография 15 в. ("Лаоник Халкокондил", "Георгий Сфрандзи", "Дука", "Критовул"), стремясь сохранить культурное наследие перед натиском турок, поднимает вопрос о величии визант. цивилизации.

Юриспруденция. Крупнейшее ее достижение – составление "Свода законов" (Corpus iuris) Юстиниана, где использованы рим. законы и соч. юристов, исходивших из норм рабовладельч. права. Компилятивный по существу сборник отличается образцовой структурой и сохраняет четкость формулировок рим. права. Юстиниан запретил дальнейшее самостоят. творчество юристов, ограничив его лишь переводами и комментариями "Свода". Предпринятые в 8 в. попытки использовать нормы действующего права ("Земледельческий закон", отчасти "Эклога законов") были затем оставлены, и визант. правовые соч. с 9 в. ("Василики") и до 14 в. ("Арменопул") – компиляции ранневизант. переводов рим. права. Однако в практич. судопроизводстве постоянно разбирались казусы и вырабатывались нормы, отличавшиеся от норм рим. права; изучать их можно по "Пире" (11 в.) и деловым актам.

Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич. традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств. творчества. Последняя окончательно сложилась к 9–10 вв., отчасти в результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное изображение должно являться отражением отвлечен, божественного "архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения). Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к 10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9–12 вв.), церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний период восковыми красками (наиболее ранние памятники – ок. 6 в.). Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями: сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в., "Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич. художеств. ремесла.

Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы. Для позднего периода характерна живописная планировка города, подчиненная рельефу местности (Мистра, 13–15 вв.). Города и монастыри были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады; домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны, за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций, бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов: для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы – кирпич в сочетании с камнем, для вост. обл. Византии – камень. Ведущим в Византии было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и центрич. купольные здания 4–5 вв.) внимание уделялось гл. обр. интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от окружающей среды. В течение 4–6 вв. пропорции церк. здания теряют свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком; унаследованная от античности ордерная система начинает играть второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св. Софии в Константинополе (532–537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) – трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип крестовокупольного здания, сложившийся в 9–10 вв. и ставший характерным для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания (близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно передается во все четыре стороны, а угловые купола создают противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.). Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение (членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии, претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы, базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).

Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм", были распространены хоровые возгласы – славословия (эвфемии) и застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в культовой музыке – молитвенное чтение нараспев (речитирование), псалмодия, позднее – тропари. Широкое распространение получила гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6 в.), Андрей Критский (7–8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский монастырь (Феодор Студит, 8–9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в. видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.

Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век. культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл. науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки, дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы, хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного, гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького, слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант. изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век. художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр. Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации: переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим. права; визант. писатели (Фотий, "Иоанн Зонаpa" и др.) сохранили множество фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника, архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке гуманистич. движения 14–15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.

Источн.: Byzantinische Geisteswelt. Von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopols, hrsg. v. H. Hunger, Baden-Baden, Halle, 1958.

Лит.: Успенский Ф. И.. Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Соколов И., О народных школах в Византии с половины IX до половины XV в., "Церковные ведомости", 1897, № 7, 8; Рудаков А. П., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Литаврин Г. Г., Очерки истории Византии и южных славян, М., 1958, с. 125–141; Банк А. В. Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа, Л.,1960; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII – пер. половина IX в., М.–Л., 1961; Шангин М. Α., О роли греч. астрологич. рукописей в истории знаний, "ИАН СССР", Отд. гуманитарных наук, 1930, № 5; Лазарев В. Н., История визант. живописи, т. 1–2, М., 1947–48; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.–Л., 1935; Krumbacher К., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Münch., 1897; Fuchs F., Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz. – В., 1926; Hussey J. M., Church and learning in the Byzantine Empire, L., 1937; Vogel K., Buchstabenrechnung und indische Ziffern in Byzanz (Akten des XI Internationalen Byzantinisten-Kongresses, München, 1958), Münch., 1960; Haussig H. W., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., 1959; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; Seidler G. L., Soziale Ideen in Byzanz, В., i960; Τatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949 (Histoire de la philosophie, [ed.] par E. Bréhier, Suppl. fasc. 2); Schreiber G., Bysantinisches und abendländisches Hospital, BZ, 1943–49, № 42; Grabar Α., La peinture byzantine, Genève, 1953.

А. П. Каждан, З. В. Удальцова, В. М. Полевой. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia