Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Великоморавская держава





ВЕЛИКОМОРÁВСКАЯ ДЕРЖÁВА [Великоморавское государство, Моравское (Великоморавское) княжество] – раннефеодальное государство западных славян в 9 – нач. 10 вв. Возникло в долине р. Моравы, на терр. совр. Южно-Моравской обл. Чехословацкой Социалистич. Республики. В период своего расцвета охватывала терр. Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, по-видимому, Малой Польши и часть словенских земель. Столицей В. д. был г. Велеград, точное местоположение к-рого до сих пор не установлено (предполагаемое – на р. Мораве, близ Годонина или в р-не Угерске-Градиште).

Вопрос о социально-экономич. строе В. д. вызвал в последние годы оживленную дискуссию среди чехословацких историков. В ходе ее выявились две точки зрения. По мнению одних (F. Graus, Pokus о periodisaci dějin Českych zemi v obdobi feudalismu, "Česky časopis historicky", roč. 1, dl 2, 1953; его же, Dějiny venkovského lidu v Čechách v době předhusitske, dl 1, 1953), В. д. являлась дофеодальным образованием, внутренне непрочным союзом племен, возникшим в ходе противодействия герм. агрессии; история же феодализма на терр. Чехословакии началась лишь с возникновением древнечешского гос-ва Пржемысловичей (на рубеже 9–10 вв.). Сторонники др. точки зрения – чешские и словацкие историки И. Поулик, Я. Декан, Я. Бём, Я. Эйснер и др. (подробности об их взглядах см. в статье J. Poulik, The latest archeological discoveries from the period of the Great Moravian Empire, "Historiсa", 1, Praha, 1959), считают В. д. феодальным гос-вом, исходный рубеж феодализации относят к нач. 9 в. Не отрицая того, что борьба с герм. агрессией способствовала процессу политич. объединения зап. славян, они возражают против тезиса о внутр. непрочности В. д. Многочисл. раскопки, проводимые в последние годы чехословацкими археологами на терр. Моравии, являвшейся колыбелью В. д. (В. Грубым на территории Старе-Место, у г. Угерске-Градиште; И. Поуликом у с. Микульчице, близ Годонина; Ф. Калоусеком на территории городища "Поганско", у впадения р. Дии в Мораву), показывают, что Моравия 9 в. являлась страной городов с развитым ремесленным производством и торговлей. Наряду с городами существовали и др. типы поселений – деревни и помещичьи усадьбы. Это и ряд др. археол. данных позволяют предположить существование на территории, составившей ядро В. д., ленной системы. Материалы раскопок свидетельствуют о высокой для своего времени культуре земледелия в В. д.

Пашенное земледелие к 9 в. стало осн. занятием населения, были известны плуг, соха с жел. лемехом и др. с.-х. орудия. Употребление жел. топора обеспечило расчистку под пашню лесных пространств. Осн. с.-х. культурой было просо, сеяли также ячмень и пшеницу. Были распространены садоводство, огородничество, разведение домашних животных. Высокого уровня достигло кузнечное ремесло, изготовление с.-х. орудий, оружия; ткачество. Повсеместно был распространен гончарный круг. Судя по археол. находкам (женские украшения, сосуды и др.), существовали тесные торг. связи В. д. с Византией, Киевской Русью и черноморскими городами. Предметы, встречающиеся в отд. погребениях, свидетельствуют о разложении родоплеменных отношений и появлении знати (лехов). Социально-экономич. развитие В. д., по-видимому, было неоднородным: в центр. ее областях преобладали феод. отношения, а на окраинных землях, возможно, еще сохранялись родовые отношения. На рубеже 7 и 8 вв. в Моравии начало распространяться христианство. В 9 в. стало создаваться крупное землевладение католич. церкви и лехов, интересы к-рых требовали укрепления гос. власти. Укрепление гос-ва было необходимо также и для отпора возросшей угрозе нападения со стороны франков, а позднее нем. феодалов. Первым исторически известным князем В. д. был "Моймир I" [830–46]. Он подчинил себе местных князей, а нитранского князя Прибину, соперничавшего с ним в деле объединения местных племен, изгнал (ок. 833) из страны. В 846 герм. королем Людовиком Немецким Моймир был свергнут с престола. Его преемником стал кн. "Ростислав" [846–70]. Правление Ростислава было временем усиления В. д. Князь вел активную борьбу против нем. агрессии, установил (ок. 860) союз с противником Людовика австр. маркграфом Карломаном, а на договор Людовика с Болгарией (863), направленный против В. д., ответил заключением союза с Византией. В 863 по просьбе Ростислава в В. д. прибыли из Византии слав. просветители Кирилл и Мефодий, добившиеся орг-ции независимой от герм. епископата слав. церкви (869 или 870). Создание такой церкви способствовало укреплению политич. самостоятельности В. д. в условиях возобновившейся нем. агрессии (вторжение войск Людовика Немецкого в 864 и 869). В 870 Ростислав был свергнут вследствие заговора знати, возглавленного его племянником Святополком. Людовик использовал заговор для захвата власти в В. д. Он заключил в тюрьму Святополка и передал управление страной двум нем. маркграфам. В 871 против господства немцев в В. д. поднялось нар. восстание под рук. священника Славомира – ученика Мефодия. Для подавления восстания нем. феодалы послали войско во главе с освобожденным из заключения Святополком; но он перешел на сторону восставших и помог разбить немцев. В правление Святополка [870–894] границы В. д., к к-рой было присоединено (ок. 874) "Блатенское княжество", достигли наибольшего расширения. Однако по мере дальнейшего укрепления феод. землевладения к концу 9 в. произошло усиление лехов, особенно на окраинных землях В. д. Лехи отказывались признавать верховную власть князя. Их сепаратистские стремления поддерживали нем. феодалы. После смерти Святополка В. д. была разделена между его сыновьями Моймиром II, ставшим верховным князем, и Святополком II, получившим в удел Паннонию. При них от В. д. отделилась Чехия (895), вышли из состава гос-ва земли сербов-лужичан (897). Ослабление В. д. происходило в условиях начавшегося вторжения кочевников-венгров, к-рые в 906 заняли бóльшую часть ее терр. и положили конец существованию крупнейшего раннефеод. гос-ва зап. славян.

Источн.: Životy slovanských apostolov Cyrila a Metoda v legendách a listoch, Turčiansky sv. Martin (Matica slovenska, 1950); Pastrnek F., Dĕjiny slovanských apoštolů Cyrilla a Methoda, Praha, 1902; Conversio Bagoariorum et Carantanorum, Ljubljana, 1936.

Лит.: Γрот К. Я., Моравия и мадьяры с пол. IX по нач. X в., СПБ, 1881; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., Μ., 1956; Успенский Φ. И., Первые славянские монархии на северо-западе, СПБ, 1872; его же, На память тысячелетней годовщины слав. просветителей.., О., 1885; Грацианский Н. Π., Деятельность Константина и Мефодия в Великоморавском княжестве, "ВИ", 1945, № 1; Τретьяков Π. Н., Новые данные о Великоморавском государстве, "ВИ", 1961, № 5; Vznik a počátky slovanů, sv. 1–2, Praha, 1956–58; Šafařik Ρ. J., Slovanské starožitnosti, 2 vyd., Praha, 1862–63; Cibulka J., Vel’komoravský kostel v Modré u Velehradu a začátky křest’ánstvi na Moravě, Praha, 1958; Hruby V., Staré Mesto, Vel’komoravské pohřebiště "Na valach", Praha, 1955, (Monumenta archaeologica, t 3); Isačenko A. V., Žačiatky vzdelanosti vo Vel’komoravskej řiši Přispevok k dĕjinám západoslovanského pisomnictva predcyrilometodejského, Turčiansky sv. Martin (Matica slovenska, 1948); Poulik J., Jižni Morava, země dávných slovanů, Brno, 1950; его же, Staroslovanska Morava, Praha, 1948; Stanislav J., Riša Vel’komoravská. Sbornik vedeckých prác, Praha, 1933; Τočik A., Význam posledných archeologických výskumov na Slovensku pre dějiny najstaršich slovanov a Vel’komoravskej řiši, "Historický časopis SAV", 1955, № 3.

Б. М. Руколь. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia