Ванини Д.
В 1615 году в Лионе была издана книга В. "Амфитеатр вечного провидения..." ("Amphiteatrum aeternae providentiae..."), а в 1616 в Париже "О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных" ("De admirandis naturae reginae deaeque mortalium arcanis"), где под видом критики древних философов В. обосновывал атеистич. воззрения, отвергал догму о сотворении мира и бессмертии души, доказывал, что религия нужна правителям и духовенству для получения богатств и почета; видел причину появления и исчезновения религии в материальных условиях, понимая под этим влияние небесных светил (проявление сил природы), считая, что веру в богов порождает страх перед неизведанными силами природы. В. писал, что под богом надо понимать природу (этот пантеизм был для 17 в. особой формой атеизма). 12 других произв. В. до нас не дошли. После решения Сорбонны о сожжении его книг В. бежал из Парижа в Тулузу (1617), где был арестован, судим и в 1619, после того как у него был вырван язык, сожжен живым на костре за атеизм.
Источн.: Spampanato V., Nuovi documenti intorno a negozi e processi dell'inquisizione (16031624), "Giornale critico della filosofia ita'iana", 1924, v. 5.
Лит.: Рутенбург В. И, Великий итальянский атеист Ванини, М., 1959; Τарле Ε. В., Джулио Ванини, "Мир божий", 1900, № 5; Соrsanο Α., Per la storia del pensiero del tardo Rinascimento, G. С. Vanini, "Giornale critico della filosofia italiana", 1958, v. 12, 3 série, fasc. 2; Palumbо R., Giulio Gesare Vanini e i suoi tempi, Napoli, 1878.