Бабувисты
БАБУВИ́СТЫ (франц. babouvistes) последователи взглядов Г. "Бабёфа". После Вандомского процесса (179697) над участниками созданной Бабёфом в 1796 "тайной повстанч. директории" и казни самого Бабёфа (27 мая 1797) Б. продолжали свою деятельность совм. с левыми якобинцами. Наполеоновские репрессии привели к почти полному физич. уничтожению всех активных участников этого движения, однако нек-рые уцелевшие Б. (Ж. П. "Дидье" и др.) пытались восстановить орг-ции Б. и при империи. Сохранение бабувистской традиции связано с Ф. "Буонарроти". Появление в 1828 его книги "Заговор во имя равенства" и возвращение Буонарроти из эмиграции в Париж после "июльской революции 1830" содействовали возрождению бабувизма. Буонарроти, Ш. Тест, Вуайе д'Аржансон и др. содействовали распространению идей Бабефа в тайных респ. об-вах нач. 30-х гг. 19 в. Однако у Буонарроти и его единомышленников в этот период сильно сказывались деистич. тенденции, чуждые самому Бабёфу. Во 2-й пол. 30-х и нач. 40-х гг. 19 в. влияние бабувизма, но уже в сочетании с ярко выраженной материалистич. тенденцией очень сильно сказалось на мировоззрении и деятельности Т. "Дезами", Ж. "Пийо" и др. представителей "необабувизма" в революц.-коммунистич. движении. В этот период бабувистские идеи получили распространение среди передовых рабочих (особенно в Париже), входивших в состав тайных респ. об-в. В кон. 40-х гг. с усилением бланкизма, унаследовавшего ряд идей Бабёфа и Буонарроти, бабувизм как самостоят. течение совершенно исчезает.
Лит.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, M., 1960; Saitta A., Filippo Buonarroti, v. 12, Roma, 1951; Galante Garrone A., Filippo Buonarroti e i rivoluzionari dell' Ottocento 18281837, [Torino], 1951.
В. M. Далин. Москва.