БАБИ́ДСКИЕ ВОССТÁНИЯ нар. восстания в Иране в 184852, направленные против феод. строя, а также объективно и против начинавшегося закабаления Ирана иностр. капиталом. Движущими силами Б. в. были крестьяне, ремесленники, гор. беднота и мелкие торговцы. Возглавили восстание представители низшего духовенства и торговцев из секты бабидов (см.
"Баб",
"Бабизм"). Общественно-экономич. и политич. отсталость Ирана обусловила то, что Б. в. приняли религ. форму. Борьба против феод. собственности облекалась восставшими в форму требования отмены частной собственности, а стремление уничтожить эксплуатацию в мечты о счастливом вечном царстве, где будут общность имущества и равенство людей.
Первое восстание началось в сент. 1848 в Мазандеране, где на берегу р. Талар около гробницы шейха Таберси (к Ю.-В. от Барфоруша) восставшие бабиды во главе с моллой Мохаммедом-Али Барфорушским и моллой Хосейном Бошруе обосновались в выстроенной ими крепости. Участники восстания (св. 2 т. ч.) гл. обр. крестьяне и ремесленники. Крестьяне доставляли скот и продовольствие, ремесленники изготовляли оружие. Руководители восстания пытались осуществить отмену частной собственности, ввести общность имущества и равенство людей. Восставшие отбивали атаки шахских войск до мая 1849, когда восстание было подавлено властями.
Второе (Зенджанское) восстание (июньдек. 1850) было наиболее организованным и упорным.
Основные участники ремесленники и крестьяне прилегающих к Зенджану деревень. Восстание в Зенджане проходило под такими же лозунгами, как и Мазандеранское восстание. В восстании активно участвовали женщины. Несмотря на упорное сопротивление восставших, восстание было подавлено (конец 1850).
Третье восстание в июне 1850 в Нейризе (Фарс) было подавлено в течение нескольких дней. Вслед за тем в горных р-нах вокруг Нейриза продолжалась длительная вооруженная борьба бабидов против шахских войск и вооруженных банд реакционных феодалов.
После подавления Б. в. движение потеряло массовый характер и бабидские проповедники перешли к террору. В авг. 1852 ими было совершено неудачное покушение на шаха Наср-эд-дина, затем последовали массовые казни бабидов.
Спец исследований, посвященных Б. в., на перс. яз. не имеется. Придворные иран. хроники ("Насех-от-таварих", "Роузат-ос-сафа" и др.) излагают Б. в. в крайне тенденциозном, враждебном к восставшим духе, клевещут на бабидов, приписывая им введение общности жен, рисуют их бродягами и подонками общества и т. д. В зап.-европ. бурж. лит-ре [Браун, Уотсон, Гобино (J. A. Gobineau, Les religions et les philosophies dans l'Asie Centrale, 1865) и др.] бабидское движение рассматривается только как зарождение новой религии, игнорируется социальный характер движения. В значит. мере эта точка зрения повторяется и иран. авторами, к-рые в работах на др. темы касаются Б. в. (Ф. Адамият, Амире Кебир ве Иран). Единственная в рус. дореволюц. лит-ре работа А. Казем Бека, посвященная бабидским восстаниям, основана гл. обр. на данных иран. придворной хроники "Насех-от-таварих". Хотя Казем Бек и не видел в Б. в. антифеод. нар. движения, но все же он пытается объяснить причины Б. в. политич. гнетом и пишет, что бабиды стремились к изменению существующего политич. строя. Сов. востоковеды вскрыли подлинные причины и характер Б. в.
Лит.: Казем-Бек А. К., Баб и бабиды, СПБ, 1865; Иванов M. С., Бабидские восстания в Иране (18481852), MЛ., 1939; Jani Kashani, Haji Mirza, Kitab-i-Nuqtatu'1-Kaf, ed. by Ε. G. Browne, LeydenL., 1910; The Tarikh-i-Jadid, or New history of Mirza Ali Muhammad the Bab, by Mirza Husseyn of Hamadan, transl from the Persian by Ε. G. Browne, Camb., 1893 (Persian text Transl.); Browne Ε. G., Materials for the study of the Babi religion, Camb., 1918; Νiсοlas A. L. M., Seyyed Ali Muhammad, dit Bâb, [P.], 1905.
С. Иванов. Москва.