Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Бабёф Г.





БАБЁФ (Babeuf), Гракх (наст. имя – Франсуа Ноэль) (23.XI.1760 – 27.V.1797) – франц. революц. коммунист-утопист, руководитель движения "во имя равенства" во Франции во время термидорианской реакции и "Директории". Родился в Сен-Кантене в бедной семье бывшего солдата. Материальная нужда, в которой Б. провел свою юность, а главное нищета масс, к-рую он наблюдал в Пикардии – одном из наиболее капиталистически развитых районов Франции, содействовали раннему созреванию у него революц. взглядов. Сильное идейное влияние на мировоззрение Б. оказали труды Ж. Ж. "Руссо", Г. Б. "Мабли", позднее "Морелли". Уже в 1786–87 Б., ставший февдистом (юристом) и проживавший в небольшом пикардийском городке Руа, в своей переписке с секретарем Аррасской академии Дюбуа де Фоссе выступает не только решит. противником феод. зем. собственности, но и выдвигает идею создания "коллективных ферм", сочувствует планам переустройства общества, в основе к-рых лежит признание общности имущества. В 1787 Б. составил проект "Постоянного кадастра"("Cadastre perpétuel...",1789), в к-ром высказывался за введение единого налога. В 1789–92, живя в Пикардии, В. принимал активное участие в революц. крест. движении, происходившем на территории вновь организованных трех департаментов (Соммы, Уазы и Эны). В 1790 за организацию движения за отказ от уплаты косв. налогов Б. был заключен в тюрьму Консьержери (Париж), откуда был освобожден при содействии Ж. П. "Марата". После бегства Людовика XVI в 1791 Б. выступал за установление республики. В первые годы франц. бурж. революции кон. 18 в. выдвигал требование полной ликвидации феод. прав без выкупа, раздачи в долгосрочную аренду (а не распродажу) конфискованных церк. земель наименее обеспеченным группам крестьянства, раздела общинных земель. Б. боролся против имущей верхушки деревни; в центре его внимания находилась деревенская беднота и особенно те слои мануфактурного пролетариата, проживавшие в деревне, для к-рых гл. источником существования являлась заработная плата. Во время выборов в "Конвент" (1792) Б. выдвинул требование обеспечения "права на труд". В 1793 работал в продовольств. администрации Парижа. В 1793–94 по ложному обвинению в подлоге Б. находился в заключении. После 9 термидора, примкнув к "Электоральному клубу", объединившему уцелевших ""бешеных"" и "эбертистов", Б. в основанной им газ. "Journal de la liberté de la presse", позднее переименованной в "Le Tribun du peuple", подвергал резкой критике политику термидорианского Конвента и вновь в февр. 1795 подвергся аресту. В тюрьмах, где после 9 термидора находилось много деятелей массового революц. движения периода якобинской диктатуры, под рук. Б. сложилось ядро участников будущего движения "во имя равенства" (Ф. "Буонарроти", О. "Дарте", Ш. Жермен и др.). Выйдя из тюрьмы 18 окт. 1795, Б. возобновил издание своей газеты и выступил против Директории. После роспуска в 1796 клуба Пантеон, вокруг к-рого сгруппировались "бабувисты", Б.создал "тайную повстанч. директорию", к-рая готовила вооруж. выступление плебейских масс парижских предместий. В своей агитации бабувисты обращали особое внимание на рабочих и стремились использовать их недовольство финанс. политикой Директории (переход от ассигнатов к "мандатам"). Однако 10 мая 1796 в результате предательства одного из участников движения – Гризеля – все его руководители были арестованы. 27 мая 1797 Б., после процесса над бабувистами в Вандоме, был казнен.

Деятельность Б. имела большое значение для развития коммунистич. идей. В отличие от других коммунистов-утопистов 18 в., Б. впервые поставил вопрос о практич. способах осуществления коммунистич. переустройства общества. На основе якобинского опыта Б. пришел к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" после победы революции и о необходимости установления переходного периода от старого общества к коммунистическому – периода врем. революц. диктатуры. Б. и его сторонники намечали в случае успеха восстания в качестве первых экономич. мероприятий бесплатное хлебоснабжение, переселение бедняков в жилища богачей, безвозмездный возврат вещей из ломбардов и т. д., а также выдвигали план создания "нац. коммуны", к-рая должна была постепенно вытеснить частное х-во. Коммунизм Б. носил вместе с тем несколько примитивный, "грубо-уравнительный" характер, в частности Б. категорически возражал против какого бы то ни было различия в оплате труда. В обосновании своих взглядов Б. был далеко еще не свободен от влияния рационализма.

Б. явился одним из предшественников науч. коммунизма. Маркс и Энгельс высоко ценили деятельность Б.; в "Манифесте Коммунистической партии" сочинения Б. характеризуются как литература, к-рая "...выражала требования пролетариата..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).

Начало изучения истории деятельности Б. было положено книгой Ф. Буонарроти "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" ("Conspiration pour l'égalité dite de Babeuf", 1828, посл. изд., v.1–2,1957, рус. пер., т. 1–2, 1948), впервые опубликовавшего в ней важнейшие док-ты этого движения. Однако в книге Буонарроти не была освещена ранняя революционная деятельность Б., относящаяся к периоду до 1795. Этот период был подробно изложен в книге В. Адвьеля "История Бабёфа" (V. Advielle, Histoire de Gracchus Babeuf..., 1884), впервые использовавшего личный архив Б. Среди историков, занимающихся исследованием деятельности Б., имеются различные неточные и неправильные точки зрения в оценке общественно-политич. взглядов Б. Так, франц. историк А. Матьез в своей книге, посвященной периоду Директории (A. Mathiez, Le Directoire du 11 brumaire an IV au 18 fructidor an V, 1934), писал, что коммунистич. идеи имели для Б. второстепенное значение; в свою очередь, др. франц. историк Лефевр (G. Lefebvre, Études sur la Révolution française, 1954) полагал, что коммунизм Б. носил преим. потребительский характер, и связывал его истоки с общинными отношениями, сохранявшимися еще на родине Б. – в Пикардии. Сов. историк П. П. Щеголев ("Заговор Бабефа", 1927) считал, что до революции у Б. существовали только крайне неясные коммунистич. идеи, к-рые в первые годы революции уступили место мелкобурж. эгалитаризму ("аграрный закон"), от к-рого Б. отказался только к нач. 1795.

Подлинно науч. освещение воззрений Б. и его последователей, исходя из оценок Б., содержащихся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, дал акад. В. П. Волгин (см. Очерки по истории социализма, 4 изд., 1935; История социалистических идей, т. 1, 1928; Французский утопический коммунизм, М., 1960).

Соч.: Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935.

Лит. (кроме указанной в ст.): Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см. имен. указ.), М., 1955; Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, там же; Galante Garrone Α., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948; Dalin V., Babeuf, Studien, В., 1961.

В. М. Далин. Москва.



Еще в энциклопедиях