Бабёф Г.
Деятельность Б. имела большое значение для развития коммунистич. идей. В отличие от других коммунистов-утопистов 18 в., Б. впервые поставил вопрос о практич. способах осуществления коммунистич. переустройства общества. На основе якобинского опыта Б. пришел к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" после победы революции и о необходимости установления переходного периода от старого общества к коммунистическому периода врем. революц. диктатуры. Б. и его сторонники намечали в случае успеха восстания в качестве первых экономич. мероприятий бесплатное хлебоснабжение, переселение бедняков в жилища богачей, безвозмездный возврат вещей из ломбардов и т. д., а также выдвигали план создания "нац. коммуны", к-рая должна была постепенно вытеснить частное х-во. Коммунизм Б. носил вместе с тем несколько примитивный, "грубо-уравнительный" характер, в частности Б. категорически возражал против какого бы то ни было различия в оплате труда. В обосновании своих взглядов Б. был далеко еще не свободен от влияния рационализма.
Б. явился одним из предшественников науч. коммунизма. Маркс и Энгельс высоко ценили деятельность Б.; в "Манифесте Коммунистической партии" сочинения Б. характеризуются как литература, к-рая "...выражала требования пролетариата..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).
Начало изучения истории деятельности Б. было положено книгой Ф. Буонарроти "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" ("Conspiration pour l'égalité dite de Babeuf", 1828, посл. изд., v.12,1957, рус. пер., т. 12, 1948), впервые опубликовавшего в ней важнейшие док-ты этого движения. Однако в книге Буонарроти не была освещена ранняя революционная деятельность Б., относящаяся к периоду до 1795. Этот период был подробно изложен в книге В. Адвьеля "История Бабёфа" (V. Advielle, Histoire de Gracchus Babeuf..., 1884), впервые использовавшего личный архив Б. Среди историков, занимающихся исследованием деятельности Б., имеются различные неточные и неправильные точки зрения в оценке общественно-политич. взглядов Б. Так, франц. историк А. Матьез в своей книге, посвященной периоду Директории (A. Mathiez, Le Directoire du 11 brumaire an IV au 18 fructidor an V, 1934), писал, что коммунистич. идеи имели для Б. второстепенное значение; в свою очередь, др. франц. историк Лефевр (G. Lefebvre, Études sur la Révolution française, 1954) полагал, что коммунизм Б. носил преим. потребительский характер, и связывал его истоки с общинными отношениями, сохранявшимися еще на родине Б. в Пикардии. Сов. историк П. П. Щеголев ("Заговор Бабефа", 1927) считал, что до революции у Б. существовали только крайне неясные коммунистич. идеи, к-рые в первые годы революции уступили место мелкобурж. эгалитаризму ("аграрный закон"), от к-рого Б. отказался только к нач. 1795.
Подлинно науч. освещение воззрений Б. и его последователей, исходя из оценок Б., содержащихся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, дал акад. В. П. Волгин (см. Очерки по истории социализма, 4 изд., 1935; История социалистических идей, т. 1, 1928; Французский утопический коммунизм, М., 1960).
Соч.: Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935.
Лит. (кроме указанной в ст.): Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см. имен. указ.), М., 1955; Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, там же; Galante Garrone Α., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948; Dalin V., Babeuf, Studien, В., 1961.