Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Аскетизм





АСКЕТИ́ЗМ (от греч. ἀσκητής – приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей человека – в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Др. Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания бóльшей физич. выносливости организма. В дальнейшем аскетич. требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Требование подавлять те или иные жизн. стремления во имя определ. социальных идеалов, во имя активного участия в революц. борьбе выдвигались также мн. революционерами. В религиозно-этич. значении А. – это мистич. воззрение, признающее необходимым подавление чувственных влечений, "умерщвление плоти" как путь к "нравственному совершенству" и "приближения к божеству". А. проповедовал привычку к лишениям и физич. страданиям (посты, телесные истязания и т. д.). Сначала был жертвоприношением богам (в форме самопожертвования), а затем следствием противопоставления "греховной" плоти – духу (материя – источник зла). Уже в условиях первобытнообщинного строя обряды "инициаций" носили аскетич. характер [изоляция, пост, физич. увечье (обрезание) и пр.]. А. – существенный элемент ряда вост. религий (брахманизма, индуизма, джайнизма и буддизма), проповедующих идею "слияния души" с божеством. В нек-рых др.-иудейских сектах ("терапевта", "ессеи") были сильны элементы Α.: жизнь в изолированных общинах, длит. Изнурит. посты и т. п. В эксплуататорском обществе, когда возможности удовлетворять свои элементарные физич. и духовные потребности у нар. масс чрезвычайно ограничены, господств. класс глубоко заинтересован в воспитании в массах смирения и покорности, презрения к "земным благам". В этих условиях проповедь А. – веры в то, что безрадостное и бесправное, полуголодное существование трудящихся – лучший путь к достижению фантастич. загробного потустороннего "рая", в к-ром душа якобы получает награду за земные страдания, – чрезвычайно выгодна эксплуататорам. Эта глубоко реакц. идея стала основой христ. вероучения, широко использовавшего А. и сделавшего его прямым выводом осн. догмы христианства о "греховности плоти", к-рую необходимо умерщвлять, чтобы подготовить душу к "вечному спасению". Практика А. в раннем христианстве была попыткой оправдать массовое обнищание населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем пропаганда А. была средством подавления протеста нар. масс и отвлечения их от борьбы за улучшение условий жизни.

Яркое выражение А. получил в монашестве, широко распространившемся на З. и В. в ср. века. Поскольку все же А. не мог стать реально-действующей нормой обществ. жизни даже и для церкви (как хоз. и социально-экономич. организации), он использовался в качестве идеологич. прикрытия неприглядной жизни монахов. Со времен "Возрождения" и "Реформации", когда складывавшейся бурж. религией А. был отвергнут, возникает "мирской Α.", получивший свое выражение в учении "Кальвина", а позднее – в лютеранском "пиетизме". Этот Α., требовавший отказа от жизн. удовольствий (театр, музыка), соблюдения строгой регламентации быта (пища, одежда), возводил в нравств. добродетель бурж. бережливость и скаредность.

В эпоху империализма проповедью А. нек-рые христ. религ. группировки прикрывают изуверские формы физич. и нравств. воспитания, направленного на вытравление в человеке гуманных чувств и превращение людей в бездумных исполнителей чужой воли, объявляемой "велением божьим" ("методисты", бухманисты, движение "духовные упражнения", направляемое иезуитами и др.).

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Зарин С., Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Ζöck1er О., Kritische Geschichte der Askese, Frankf./M., 1863; его же, Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf. M., 1897; Mutz F., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn, 1909; Troeltsch Ε., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, Tübingen, 1919; Hall T. G., Ζöск1er О., Asсeticism – Encyclopaedia of religion and ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinb., 1927; Ρourrat Ρ., La spiritualité chrétienne, t. 1–4, P., 1926–28; Schjeldеrup K., Die Askese, B.–Lpz., 1928; Вuοnaiuti Ε., Le origini dell ascetismo cristiano, Pinerolo, 1928; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tübingen, 1934; Hengstenberg H. E., Christliche Askese, Hdlb., 1948; Campenhausen Н. F., Die Askese im Urchristentum, Tübingen, 1949; Egеnter R., Die Aszese des Christen in der Welt, Ettal, 1956.

Б. Я. Рамм. Ленинград.



Еще в энциклопедиях