Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Анимизм





АНИМИ́ЗМ (от лат. anima или animus – душа, дух) – вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. представлении с к.-н. отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. А. – явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение "... бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В А. получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойств. религии: мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, к-рых первобытные люди первоначально представляли фантастич. двойниками реальных существ, т. е. вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. п.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов; завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. А. – неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки А. сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т. п. И в спиритуализме совр. религий, и в абстракциях идеалистич. философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному А. От Α., являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. "Тайлором". Последний, как представитель эволюц. школы в истории культуры, видел в А. зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в т. ч. и в духов, – не следствие психологич. или логич. ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, А. является "... фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат мн. культовые обряды первобытных обществ, напр. оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны – связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. п. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах. Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религ. фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Т. о., анимистич. теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологич. надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие А. и реакц. сущность его пережитков.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1–4; Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Μ., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т. 38; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., Μ., 1957; Τэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954; Крывелев И. Α., К критике анимистич. теории, "В. Ф.", 1956, № 2; Токарев C. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, № 6; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. – Л., 1959; Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.

Б. И. Шаревская. Москва.



Еще в энциклопедиях