Англиканская церковь
А. ц. возникла в период "Реформации" 16 в. (разрыв англ. короля "Генриха VIII" [150947] с папством, секуляризация монастырей и др.) как гос. нац. церковь, возглавленная королем ("Акт о супрематии", 1534); вероучение и организац. формы оставались католическими. Лишь при "Эдуарде" VI [154753] из смеси протестантских и католич. элементов в догматике и культе была составлена (Кранмером) "Книга общественного богослужения" (Common Prayer Book, 1549). При "Елизавете Тюдор" [15581603] в "39 статьях" (1571) вероучение было слегка приближено к кальвинизму, епископальная же система сохранилась. А. ц. стала важной опорой абсолютизма. С 1567 от А. ц. начали отделяться "пуритане", у к-рых радикальная церковная (кальвинистская) программа была тесно связана с демократич. социальными и политич. требованиями. Англ. бурж. революция 17 в. упразднила англиканство, сделав официальной сначала (до 1648) религию пресвитерианства (умеренные пуритане), а затем "индепендентов". Возвратившиеся к власти в 1660 Стюарты восстановили А. ц. Актом о веротерпимости 1689 предусматривалась свобода вероисповедания для диссентеров (кроме "социниан"), актом 1791 для католиков.
Главой А. ц. является король "защитник веры" (defensor fidei); фактически он назначает епископов, гл. из к-рых является архиепископ Кентерберийский, за ним следует архиепископ Йоркский. Оба архиепископа и часть епископов (24) являются чл. палаты лордов (формально назначаются королем); все принципиальные церк. статуты подлежат утверждению парламента. По архиепископским округам собираются съезды духовенства (Convocations). Все расходы по содержанию церкви (жалованье духовенству, церк. строительство) несет гос-во. Предложения об отделении церкви от гос-ва решительно отвергаются духовенством: гос-во полностью обеспечивает защиту его интересов. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финанс. олигархией и зем. аристократией Англии.
В А. ц. существуют 3 направления: высокая церковь (High Church), направление, близкое католич. церкви; низкая церковь (Low Church), близка к пуританизму и "пиетизму"; широкая церковь (Broad Church), стремится приспособить А. ц. к современности. А. ц. участвует в "экуменическом движении". Лит.: A history of the English church, ed. by W. R. W. Stephens and W. Hunt, v. 19, L., 18991910; Garbett C., The claims of the church of England, L., 1947; Wand J. W. C., The anglican communion, a survey, Oxf., 1948.