Главная \ Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем \ 101-150

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
2У7 ЭРУВЪ 2эа чаи, могущіе произойти съ челов?комъ, кото рый, по тъмъ пли ннымъпричинамъ, попалъ в ъ субботу или праздники вн? пограничной черты.— Глава Т . Объ установленіи пограничной черты, пж счіл, Т а к ъ к а к ъ окраины города могутъ представлять неровности, то проводятъ вокругъ четырехъ стпронъ города п р я к ы я линІв мимо самыхъ крайнихъ ж п л ы х ъ пом?щеній, считая въ томъ чпсл? и руины, п образовавъ такимъ образомъ прямоугольный четыреугольникъ, отм?риваютъ отъ него 2000 локтей во вс? стороны, образуя другой четыреугольникъ «пограничной черты», которая, в?роятно, отм?чается знаками. Такимъ образомъ жители города выигрываготъ иъ углахъ разность между поперечниками четыреугольника и его діагональю. Въ §§ 2, 3 указывается, при какихъ услошяхъ два или три м?стечва соединяются по отношению субботы въ одинъ городъ. §§ 4, 5 излагаютъ подробный и весьма раціональпыя наставленія, к а к ъ про изводить изм?ренія, т а к ъ к а к ъ 2000 л. должны считаться по идеальной прямой линін незави симо отъ профиля м?стности, что представляетъ изв?стныя выгоды для жителей. Изм?реніе должно быть произведено опытнымъ земле м?ромъ. §§ 7—9. Взаимный права сос?днихъ городовъ по о т в о ш е т ю к ъ пограничной черт?.— Гл. V I трактуетъ объ Э. дворовъ. §§ 1, 2. К а к ъ быть, если одинъ ивъ обитателей общаго двора яэычникъ или саддукей? (см. следую щую статью). §§ 3, 4. Если одинъ изъ со седей по забывчивости не участвовалъ в ъ Э., то остальные могутъ пользоваться дворомъ, а онъ н?тъ. §§ 5—10 содержитъ дальн?йшую казуистику относящихся сюда волросовъ. Гл. V1L Объ 3. или в?рн?е объ вШитуф?» переулковъ; разборъ вопроса, въ какихъ слу чаяхъ два сообщающихся между собою двора, или большее ихъ число.считаются в ъ этомъ отношеиін за одинъ дворъ. Р п т у а л ъ *Шн ту фа». "-Гл. V I I I . §§ 1, 2, рвтуалъ *Э. техуминъ». §§ 3, 4, вводятъ новый принщшъ; все пространство, что выше 10 ладоней отъ зсмлп, считается в ъ отношеніи Э. «свободнымъ», птав шрс. Поэтому вс? ОТДЕЛЬ НЫЙ квартиры на второмъ зтаж?, им?ющія об щую галлерею, ПРІЛС, могутъ сообщаться между собою безъ Э.; но он? безъ Э. не могутъ сооб щаться съ жильцами нижнихъ этажей, §§ 6—10— казуистика вопросонъ, сопряженныхъ съ этомъ принциномъ. — Глава I X . Въ зтой глав? разби раются условія, при которыхъ люди на врышахъ (на восток? крыши домовъ плоски, п эянтелй пользуются ими для своихъ надобностей) могутъ сообщаться между собою безъ Э.—Гл. X , устана вливая, что в ъ «общественномъ влад?ніи» нельзя передвигать предметы дальше, ч?мъ на четыре локтя, разбираетъ вопросъ, к а к ъ быть челов?ку, нашедшему в а улиц? священные предметы, (напр.^ филактеріи; см,)* которые нельзя оста вить в а л я т ь с я на улиц?.—Разборъ другихъ вопросовъ, связанныхъ съ запретомъ пере носить что-либо в ъ субботу изъ одного влад?нія въ другое. — Обширвая казуистика въ Мпшн? этого трактата еще больше расширяется п осложняется в ъ Тосефт? н обоихъ Гемарахъ, и Тосефта в ъ ковц? этого трактата справедливо эам?чаетъ, что «правила субботняго отдыха при надлежать к ъ т?мъ отд?ламъ устнаго ученія, въ которыхъ библейскій текстъ весьма екуденъ, а галаха черезчуръ обильна: піэЬпі tapiD wnpa т э п » . Это горы, висящін на волоск?*.—Среди изучающихъ в ъ іешиботахъ Талмудъ Э. поль зуется славой самаго трулнаго дли пониманія трактата, благодаря тому, что многіе птд?лы его для своего понпманія требуютъ солидной под готовки по матеиатик?. Ср. A. Samter, комм, к ъ его н?мецком? переводу Мишны. Ordnnng МоеЧІ, Берлинъ, 1887 г. Л. Кацепелъсонг, 3. Эрубъ, ап^? (букв.—см?шеніе, сліяніе)—названіе н?которыхъ символически хъ фнкцій, установленныхъ еще в ъ древности съ ц?лвго облегченія тяжести требованія закона о суббот немъ п правдничномъ отдых? (см. Бетъ - ІПаммай, Е в р . Энц., I V , 429—430, и Гиллель, Е в р . Энц., V I , 499-500). Р а з л и ч а ю т ъ четыре вида этого рода символ и ческихъ фикцій; I . Эрубе-Хацоротъ, г?п*п ^іт^р (сліяні? обптателей дворовъ). Сущность этой фпкціи заклю чается в ъ сл?дующемъ. БиблеЙскіЙ законъ за прещаешь выносить в ъ субботу какіе-либо пред меты изъ дома на улицу (Іерем., 17, 22), т.-е. изъ частнаго влад?нія въ общественное, Традиція различаешь в ъ отпошееіи этого запрета четыре категоріи пространствъ или «влад?ніЙ», пічвп: 1) Частное еладпиге^ і>п?і nun—пространство, им?ющее в ъ ширину п длину не меньше 4-хъ ладоней п окруженное со вс?хъ сторонъ огра дой не меньше 10 ладоней высоты, 2) Обществен ное елад?піе, в ^ ч я л к п . — В ъ отношеніи суббо ты подъ этимъ понимаютъ шпрокія сквозныя улицы, служащія для двнженія народныхъ массъ иъ город?, не окруженномъ стЬнами. 3) Кармслитъ, л^счэ,—сюда относятся пространства, хотя юридически представляющія общественное влад?ніе, но не с л у ж а щ і я для движенія большпхъ народныхъ массъ; моря, озера, загородный поля, а также глухів пореулки (тупики). 4) Свободным (пъ рптуальномъотношеніи)и?>отраиснма, ітвв шро— м?ста меньше 4-хъ ладоней в ъ кваарат? п огоро женный оградой больше 3-хъ ладоней высоты. Со гласно традиціи, п е р е н е с е т е какого- лпбо предметаизъ «частнаго влад?нІя» въ «общественное* н обратно, п е р е н е с е т е предмета внутри обществев наго влад?нія я в л я ю т с я нарушеніемъ библейскаго запрета, влекущимъ за собою няв?стиую кару; перенесенІе же предмета изъ «Кармелиты въ «частное влад?піе» и обратно является лишь соферятскимъ запрещеніемъ н потому допускаетъ н?которыя облегченія посредстпомъ фикціи. Общій дворъ, па который выходатъ НЕСКОЛЬКО домовъ, привадлежащнхъ отд?льнымъ лицамъ, въ юридическомъ отношеніи представляетъ, ко нечно, общественное влад?ніе, п съ точки зр?ніл соферитскаго закона жильцамъ запрещается пользоваться отииъ дворомъ въ субботу. Чтобы устранить это неудобство, допускается фиктив ное превращепіе о б щ е с т в е н н а я влад?вія в ъ част ное путемъ сліянія вс?хъ сое?дей этого двора въ одну семью. Это достигается посредствомъ одного хл?бца, составляющаго общую собствен ность вс?хъ обывателей двора и пом?щеннаго в ъ олномъ нзъ домовъ. Этотъ хл?бецъ символввируетъ обв;ій пищевой вапасъ вс?хъ сос?дей двора, фиктивно пренращающій ихъ в ъ членовъ одной большой семьи (см, Гиллель). Б ъ настоя щее время Э. с л у ж и т ь обыквоненно одинъ экземпляръ пасхальной мацы, который при со блюдена установлен наго ритуала прпв?шпвается на видномъ м?ст? в ъ одномъ ивъ домовъ двора. Необходимый условія д?йстввтельвости этой фикціи—это, во-лервыхъ, чтобы вс? обыватели двора участвовали в ъ ней, а во-вторыхь, чтобы вс? они признавали Э- и в?рили въ его д?йствительность. Если ж е одинъ изъ сос?дей по