
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
165 Эзови, С о л о м о н ъ — Э З Р Д 160 сборник? респонсовъ р. Соломона б. Адретъ (констант, изд., р. 25); 3) поэмы на Плтидесятвнцу; 4) позмы о мученикахъ при Адріан?, включенной в ъ авиньонскій махзоръ (пере ложена на англ. я з . Изр. Голландомъ в ъ Jew. Chronicle, 1901,19 іюля) и селихн начинающейся словами &п "рол ггк.—Ср.: Zunz, Literaturgescb. d. synagog. Poesie; Carmoly, L a France Israelite; A. Geiger, в ъ He-Chaluz; Landshuth, Ammude ha-Abodah; Gross, GJ. [По J. V, 320-321]. 9. 1 Эзобн, Соломонъ бенъ-Іуда—раввинъ; род, въ Софіи (Болгарія), ум. в ъ Йталіи ок. 1650 г. былъ раввиномъ въ Карпантра, Ливорно и Флоренціи, находился въ дружескихъ сношеніяхъ съ гебраистомъ ЛСаномъ Плантави (Jean Plantavit de Ja Pause), епископомъ в ъ Лоден?, п изн?стнымъ ученымъ PeirescWb. Э-—авторъ сборника про поведей и гомилій «Aggudat Ezobs, находящагося въ рукопнсномъ еобраніи *АІКance Israelite Univ.* в ъ Париж?,—Ср.: Revue des Etudes Juives, X I , 101,252;XII,95,129; X V I , 150[По J.E.,Y,321]. 9. Эзобн, Эліезеръ б. Хананъ — вровансальскіЙ ноэтъ, брать р- Авраама Беде реи, ж и л ъ въ Безье в ъ 1В в.* авторъ дидактической поемы, написанной и м ъ в ъ подражані? поэм?Ябнъ-Эзры «Вев Adamab*.—Ср.: Carmoly, L a France Israe lite; Renan-Neubauer, Les rabbins francais; Gross, (JJ., p. 104. [J, E., V , 320]. . . ft Эзоповы баенн—см. Маш ал ъ. Ээра, н в д («помощь», въСепт. "ЕоВрас, почему въ слав. Вибліи Ездра) — сынъ (илп потомокъ) Сераіи, изъ рода Аарона, одинъ изъ главныхъ д?ятелей эпохи р?ставраціп іудейскаго народа. Его отецъ (скор?е предокъ) былъ тотъ п?рвоевящеивпкъ Сераія, который при разруніеніи Іерусалима Навуходоносоромъ (586) былъ казненъ ( I I Цар., 25, 18, 21). Ъ> родился в ъ Вавилон?. Библія (Хронистъ) н а з ы в а е т ъ его *ум?лыиъ писцомъ^ (тгта IDID, ib., 7, 6; ср. Исалм., 45, 2 ) ; т ? м ъ ж е впитетомъ титулуетъего и указъ Артаксеркса (.Эзр,, 7, 12, 21). В ъ З а к о я ? Моисеевомъ оиъ, повидимому, им?лъ большія знанія, ч?мъ пріобр?лъ авторитетъ у совремепннковъ. Ему удалось внушить Артаксерксу I (465—424) благого в?віе предъ втимъ «Закономъ Бога Небесъ* и заслужить у царя дов?ріе к ъ себ? лично. Э. иолучилъотъАртаксеркса ( в ъ 4 5 8 г . ) полномочіе, оформленное в ъ письменномъ у к а з ? , открывшее ему широкое поле д?ятельности. Онъ могъ взять съ собою пзъ Вавилоніи вс?хъ іудеевъ, которые по желали бы возвратиться в ъ Іерусалимъ. Ц а р ь и его сов?тники дали Э. богатые дары для храма; Э. им?лъ право требовать отъ царскихъ казна чее въ в ъ областяхъ к ъ западу отъ Евфрата (tАбаръ-Нагара») средства, необходимый для хра мового культа, причемъ священники, левиты и другіе храмовые служители были освобождеиы отъ податей и яалоговъ, а, главное Э. получилъ право провести Моисеевъ Законъ в ъ жизнь іудейскаго народа; наконецъ, онъ былъ уполномоченъ назначать повсем?стно в ъ обла стяхъ Абаръ-Нагары судей посудить и накавывать престуннпковъ, согласво «мудрости БожІей, которою онъ одаренъ»; ему дано было право жизни и смерти надъ виновными. Текстъ царек аго указа (на арам, я з ы к ? ) нриведенъ в ъ Эзр., 7, и, к а к ъ показываютъ парсизмы и другія особенности стиля, вполн? аутентичеиъ. До 1600 мужчинъ переселились съ Э. в ъ Іудею. Путешествів про должалось четыре м?сяца, Въ дорог? онъ навначилъ постъ, чтобы испросить у Бога покрови тельство в ъ пути. Н е найдя среди своихъ епут- никовъ ни одного левита, онъ послалъ видныхъ людей къ глав? нетилнмовъ (см.), ж и в ш н х ъ въ м?стностц Касифіи (ей.), съ просьбой послать къ нимъ храмовыхъ служителей, и к ъ Э. при соединились тогда 36 левитовъ и 22 нетинпма. Въ Іеруеалпм? Э. устронлъ торжественное жертвоприношеніе и передалъ царскія гранаты сатрапамъ и пашамъ Абаръ-Нагары. Э. былъ ошеломленъ изв?стіемъ, что іудеп роднятся съ окру жающими народами, причемъ сановники и на родные представители подавали прим?ры такого сближенія съ сос?длмя. Э, разорвалъ ва себ? одежду, постился п пзлилъ свою печаль в ъ го рячей молптв?. Вокругъ него собрался народъ, который вы далъ вм?ет? с ъ нимъ. Н?кій Шеханія (см. ШеханІя № 6) предложилъ «заключить союзъ съ Богомъ» я обязаться удалить иноплеменныхъ ж е н ъ и родившихся отъ нихъ д?тей. Э. заставилъ представителей с в я щ е н н и к о в ^ ле витовъ и мірянъ дать торжественную клятву, исполнить ото обязательство. Дано было знать по Іуде?, чтобы нс? я в и л и с ь в ъ Іерусалнмъ в ъ теченіе трехъ дней, подъ угрозой конфискаціп имущества и исторженія изъ общииы ослушпнковъ. Народъ собрался п вс? согласились на удаленіе пноилеменныхъ женъ; было р?шени учредить особую комиссію, в ъ которую должны Ш л и я в л я т ь с я виновные въ этомъ гр?х? для расторжения браковъ с ъ язычницами. Виновные приносили по овну в ъ жертву повинЕіую. О д а л ь н?йшеи деятельности Э. изв?стно очень мало. Его собственный записки обрываются на разсказ? о расторженіи см?шанныхъ браковъ. Вто рично мы о немъ слышимъ въ оппсавіи торже ства освященія городскихъ ст?нъ, возотановленныхъ Нехеміей: Э. шест в о вал ъ в ъ процессіп впереди музыкавтовъ и п?вцовъ (Hex., 12, 36; ок. 445 г.?). При заключенІп религіознаго дого вора во время Нехемін (въ 444 г.) Э. при стеченіи народа в ъ 1 день 7-го м?сяца Читалг публично Законъ» вм?ст? съ Нехеміей и леви тами ут?шалъ к а ю щ і й с я народъ н обънснялъ обращавшимся къ вему книгу Закона (Hex., 8, 1 и сл.). В ъ 24-ый день 7-го м?сяца,посл? поста и чтенія Закона, Э. ( к а к ъ гласить текстъ в ъ Септуагивт? к ъ Hex., 9, 6) произвесъ покаян ную молптву з а народъ. посл? чего заключенъ былъ религюзный договоръ, которымъ народъ обязался исполнять вс? эапов?ди З а к о н а (см, Нехемія). Среди подштсавшихъ зтотъ договоръ ami м о ж е т ъ - б ы т ь , встр?чается в ъ форм? «Азаріи» (Hex., 10, 3), но первое м?сто занимаетъ Нехемія. Флавій сообщаетъ, что Э. в ъ глубокой старости умеръ в ъ Іерусалим? (Древн., X I , 5, 5). Въ средніе в?ка евреи показывали его гробницу ири р?к? Семер? в ъ ^Сувистан? (Вен. Тудельскій).Э. характер и вуется в ъ Б и б л і и , к а к ъ ч?лов?къ глубоко-религіозный. Своей ученостью онъ достнгъ высшаго вліянія, которое использовалъ для проведенія в ъ жизнь Моисеева Закона. Историч. значеніе его деятельности заключается в ъ томъ, что благодаря ей евреЙскій народъ превратился в ъ «народъ книги», и Моисеевъ законъ сталъ нормой въ повседневной жизни еврея. Харак терна щепетильность, оъ которой овъ относился к ъ храмовому имуществу: драгоц?нныя вещи, иззначевныя для храма, онъ передалъ дов?репн ы и ъ лпцамъ, причемъ тщательно взв?силъ и исчислилъ драгоц?нности (Эзр.,8,24—34). Время д?ятельноспт Эзры. Въ Эзр., 7, 1, 7 ска зано, что возвращеніе изгнанниковъ в ъ Іудею подъ преводитедьствомъ Э. состоялось в ъ 7-мъ г.