
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
HIS PA вин ПАП, 21 fi 5Ш г, см. Рабпнн.— Ср.: Еіеііргіп, Seder ha-Dor., II, s. v,; Halcw, Dorot lia-liischouiiu, I I , 536—650; III, 6 - 1 4 , 74—Ей; Gr&tz, Gesdb, I V , 377. [J. E . , X, 300 съ допслненіямн]. 3. Раівннаіъ—Г., наісь салостоятельныЁ, ііо Н а ХОДЯП^ЙСЯ БЪ ЭаВНСВИОСТП О Т Ъ ИНОЙ Формы ірр, автономной власти, пнСтИтутъ общинной органнэаців, облеченіый рели гіоэпнин, судебными и пе дагогический в функціями в обравуемый иаъ коллсгіп ученыхъ съ авторптетнымъ въ г и и в > ческйнъ я рптуальноаъ ванокодатедьстнн духовиьіыъ руководстелемъ евр. общи он, фОйиінде», во глив?,—явился, какъ дальн?йшее раавптіе института «судей л (даяипмъ) въ талмудическую (^ичг т^* чіи U^i) и гаонскую(даяне до-баба, и л п Т і > эпохи, Отсутствіе яадленіащнхъпстоинпковъ д?лаеть вевоэможпымъ окончательное |гЬшоігі • вопроса с сренінп D м Ь и т Т . ПОЯВлеиід этого нвстятута в объ ого дальн?йшсмъ рость. Одно лишь ве подлсжптъ сомн?підо,— европейское яроисхожденге. итого своеобразна™ учреждснія, вспосрсдстненпые поднтическо-соціальные факторы котораго т*сно связаны съ яаденіелъ палестинскаго вкспллрхата г пяннлонскаго гаоната н переЕт.щепіеыъ умственнаго центра иа Знпадъ- До впохп иаденія унстненвоВ гегемовів Востока нъ общпяахъ Ёвровы И сЬверрой Афрокн, нм4.вшихъ в въ то врезы, канъ доказано ноп?йіпнмп нзсл?допапілни, (іолкс плн м с н і е аиачвтельвые левтры Талмуди ческой; науки, гражданскими двламп н?далп • судья», которые наввачалиоь главами акадсмій и под чинены были послъляинъ и экспларху. Омп исполняла таиінс потаріальвын фуикпіи. утвер ждали г р а ж д а Е с н і е документы, брачные п рвзводные анты, векселя в т. д. Прн нсемъ втомъ анторнтетъ нхъ былъ весьма пеэпнчвтеленъ, в въ ватрудііптеііінНілъ сдуоцитчь, иг.тр?ігартгіаіср въ религіиавой я граньдапской нрактіік?, члены общины обыкновении обращались съ занросамв непосредственно въ вавн.юнскія акаденіп. Педагоі&Пческін функцш лежала на такъ пнэын.решекалла, аллуфииъ в т. д. Духовное руноподптельство общиной up и надлежало нов един им у. Совету ы?стныхъ ученыхъ, которые, сознавая, по тра диции, свою нравственную :*авпспмость оть главъ навиловекпхъ акадсмій, обращались въ ннмъ съ аапроеанп даже въ мелочахъ (ср. характерное ііырангеніе вАти в*ып пд тэта йпвп thru поп» іпэтп -12-гл С [ Т Т Л Е т і л •Ьрд с;пс~!& Teschubot ticonc Mizracii и-Маагао, изд. Мюллера, .№ 26). Бс? равпоглисіп иъ г р а ж д а н е к п х ъ и ритуальныхъ ьопрсоа?ь, вызывавшін нер?дко партийную борьбу (ср, документа, опубликованный J . Da vidson&ом;, въ J Q R , 1911, сет., стр. 257 — 22В), предлагались да верховное р?шеніе главъ академій u членорь гаонской коллегів. Такая слож ная органіізаіпя духоинаго быта беаъ объедпнительнаго оргавн на мъсті, сстественпо, ве могла продолжаться съ падепіемъ традпщоннаго а в т о ритета гаоната. Micro этой организации занпль ранвннатъ, ньввшійся еинтеаомъ вс?хъ ре ли гіолио-духовныхъ ннститутовъ, вяодпнтиіъ составными злемеятами въ вівроко-равв?твленuyio организацию г а о н а т а , послужившую, въ свою очередь, образцомъ длн оргавпзацін духогпо-общпннаго устройства нь Европ? и съв, Л&|ірпк1,. Обычно счвтаютъ родиной Р ct.nepнукі Африку, гд?, по слоаамъ ГреДа, р. Хананель б- Хуіинль или р. Лнсспмъ С, Яковъ — нперпые нанимали ссрнніадьную должность ранппна ItailjiyaHa. Еъ действительности, од 1 ,р нако, ни р. Хаяанель, ни е ю иредніественникъ, р. Няссинъ, не занимали должности раннпна, а былп лишь ректорами кайруанскоЙ ападсніи.— Родввой Р- является Лмцщгя п первынъ ваві.стнымъ лаяъ раввиномъ въ собстненномъ смысл? слова является герой нант.стнаго разсквма о четырехъ пл?ннпкахъ, перенесши хъ тал мудическую ?чепость въ Европу н с?в. Африку, р. Моисей б- Ханохъ (ум. ов_ 960 г. въ Кордов?). хотя онъ, м.ожетЪ&бытъ, и не носилъ титула раввина. Зд?сь мы впервые встркчаемея съ фактонъ назначепін его самой общпноЙ о соедпненін нъ одномъ лиц&, раыгосбрагныхь фунгцій: судьн, ректора академін и духивнаго руконодитоля общияы. Онъ пользуется огромяымъ авторитетонъ в волной везаввевностью Отъ ванвдонскихъ академійг Должность равнина считается почетной, а никакого кявятрвжлввія ранвпнъ не получаеть. Посп? озісрти р. Моисея б. Хааохь мы ад?сі, уже встр?чаенся съ пасл?дствепной формой, итого сана, которая de facto домннируетъ въ всторін втого института, хотя de jure она никогда не признавалась, п лучшіе представители ранвнпата но всі. времена, ссы лаясь на ннініе Маимонида, считаютъ васлт.дственную ;рорну Р. гибельной длн раввитія етого пнетитутз п всячески борются съ прпч?непісмь ея на практнк?, по всі. нхъ усвлія ни къ чему пе прпноіятт. Бъ даннонъ случа? возгорквшансн вокругъ втого вопроса борьба нартій влачилась прниааніеиъ наельдетвениоН формы Р,: Р. остался за р. Ханохомъ, сынонъ р. Моясел, хоти соперннкъ его. р. Іоспфіъ б- ІІсаакъ б. Оатанасъ нонъ-Абитуръ (см, Евр. Эвц., т I, стр. УЗ) превоехолнлъ р. Ханоха какъ талмуди ческой, танъ всв?тской ученостью. Большинство кордовсаои общины признало право р. Ханоха на г рЛИРРННТІ,. ЧтЛ би.ІП 1ИТИГ.ТТ&Ьл[&ТТ11 IT ЛррРпДно I I халифояъ Аліакнномъ, къ которому о б і capTin обратнлпсь за рЪшенісмъ спора, несмотря на дпчяое рнсположеніе халігфа къ сопернику р. Ханоха. Тагъ какъ инстптуть Р., п?ролтво передінлъ п?і:иторую воолюцію, вока Онъ Не достніъполнаго авторитета и ве принялъ евоилъ яарантерныхь чертъ,ярко выступааптпхъвъ нордопсконъ д?л?.то. въ оущностн, р. Монсен б. Ханохъ польз.] еще считать первыыъ поептелемъ раьвнвскойдолвіноеткйъЕордОБ?,т*яъбол?с нъИспанін, НоопредшествЕНННкахър. Мопсеяб, Ханохъ, кромі. одпого р. Натана, у насъ не нит.ется дапвыхъ. Каковы были Езаиноотпошеніл кордовскаго рав нина аъ наси, пость котораіті въАндадуэід эавлиаак при р - М о в е е ъ — р . Хасдан нбяъ-Шапрутъ, аврн р. Ханохъ— Яковъ пбнъДжпу, вамъ пъ точности не известно. Между нимв, ніроятно, существовало соперничество, и хотнобщива всегда поддерживала своего раввина, но на сторон* наси былп такія препм?щестнд.какъ богатствов личное раснохоженіе къ пену влдд?тельныхъ лпцъ. Это соперничество, какъ я им?іиательство властя, къ и ос рединчеству которой обык новенно обращались въ сноп?ъ спорахъ об? сто роны, отраапло^ь неблагопріятно на развптіп этого института въ Лопанін п Португалія вообще. ! Съ раягро?онъевр. общины нъ ІІордовь в-ь 1013 г. и смертью р. Ханоха Кордова перестаеть быть і центромъ раввиисБОЙ учености. Е я н?сто аанпіМають Гренада, Лусена г Сенэдья. Бъ Гренад* І Самуплъ пбн !. )Іагдида занпмалъ должность . СВ?ТСІАГО главы (тія) п духов наго руководителя до ! 10о?> г. Б ъ Грснад? к Jlycent. раввины, иэбиI раемые обшнней, пользовались больuiuuu прпвл1 1