
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЛУЦЦДТГО, РИІВАГДО—ЛУЦДАТТО, САНУНЛЪ 40(1 съ нею надломились вгобатнткя д у ш е я н и я силы, МпсгнпнзнъЛ. вараллновдлъ е ю большое доэтдчеевое даровадір? Но н то, что Л, усп?лъ ьри сан ы х ъ неблдгопріятиыхъ условіяхъ создать, знаиеруоть собой новый яталъ от, исторіи опрсАсиАП ПОРДІП.—Ср.; Kerem Cbemcil.. т. IT n I I I ; Bernfold, KampfenJo Geister im Judentum; A Kalian, Mosobe Chain Luzzato; Graete, СебсЪ„ г. X ; D. Kohati, Ebon Notef; С. Дубновъ, И. X . Лупц в т о (Восі., 1Ш7; V — V I ) ; С. Дидбергь, ІІовтъ беанренепьл (Споб. л Рав., ШЬ 2 4 - Э 5 ) ; r J. Е , ? Ш . 223-24. С. Всрпфслъ&ъ. 7. Луццатто, Я і і і і р д в — итальяяскій политиче с к и деятель, брать Аттвліо JL [си. выше); род. в ъ 1843 г. В ъ I860 г. Л. прннялъ участіе в ъ званеннтой етысяч?* Гарибальди для освобождения Неаполя п Сицплін и участвовал?» т а к ж е п войн* 1?66 г, Съ 1892 г. Л. состовтъ члепонтвдлаты пепутатовъ. Мвогія нэъ его р і ч е й (каиъ парламентски к ъ , т д к ъ п др?гихъ) вышли отп&вльнымъ нвданіенъ; большой услъхъ пн?лт. его сборндвъ аРоІШед Лешосгаіісаі, 1ЭСО. У. К. 6. Луцввгтв, Сывунлъ Д а а я д ъ — выдавшгІйси изолілователь в ъ обаастп еврейской филодогіи и Впблів иовтъ в в с ю р п я ъ литературы, одвнъ нвъ сенопдтелсй понъйшсй еврейской в а у я я . Род, в ь 1ВДО г. въ Тріеет?, ?н. въ Паду* <Йтадія) пъ Івбй г, Отецъ е ю . бъдвый токарь отли чался набожностью; лгобнмымъ эавятіенъ пъсемьт: было чтеніе Б-нблід, въ чемъ принимали уч:аетіе п я е н щ н н ы . Элементарное-сбразованіе Л, полу чилъ вътріестской еврейской шкоп?. ГГутем-ь санпобвааовадія Л . нвучплъ аат?мъ дтальянсній. французский, н?негдеій, датянскій в сирійокій яэыпп. О в ъ Я&учИлся поядаідть т а к ж е в гречеокій п арабский и нвіобр?лъ солидный си?д?п і я по ыатЕматвн?. Я а к ъ еврейским]., т а к ъ п французскимъ я вталі.янспвмъ онъ влад?лъ ма стерски. Рано обдарузннвъ псвтическія наклонвостд. Л- 18-лътннмъ товошей написалъ, по по ручен і ю общнвы, стдхотворевіе въ честь кронпринца которое н было напечатано н обратило яа себя внимание. Несмотря на крайнюю натеріальпую пущду, Л . восиДло продавался я в ученію еврейской литературы, но вс?хъ е я областякъ: Еиблін, Мпіпн?, Талмуду, еврейской релдгіовдой ф и л о соф™, релдгіезпой L СВЪТСКОЙ поэаін, каббдл?. L нон?йшей л д т е р д т у р і и т , д . Л . былъ однииъиаъ первыхъ & е в р е е в ъ 19 ст , въ иоторомъ гармони чески сочеталось национально-еврейское съ е в ропейенннъ образоканіемъ. Іудаяэмъ, который Л. счдталъ дсходныиъ дачаломъ всечелов?і*екой нульт?ры, о в ъ разсыаграваль пакт, н?льт?рвопоторнческое и этическое лвдевіе. І І о в д т ь п п?рно од?ппть поедъднев означало у вего — по пить исторіні к у л ь т у р ы псего челонЬчестна. Л . япляетсв одноЛ даъ саыыгь свособрагпыіъ лвчнпптей еврейства иоваго врвлопіт. Л . о&ьединялъ • ъ себ? дудъ еврейской древности съ в?дніняд иоваго времени, безхитростную в?ру съ свобо дой пэсл?доваісій, націокалнашъ съ ?нинерсалиаиошъ. Его глубокой понпнапіе духа я з ы і ^ н Еірожденное тонкое чувство красоты ф"рнъ, способствовали тону, ч т о , н е будучи пернонласснымъ поотомъ, лишенный творческой явобравптсльной силы, онъ, тъмъ не иев?о, оиавалъ больіііое вліддіе пд радввтіо еврейской поваіи и прозы. Онъ ратовалъ аа вростогу и естественность вырачсепія- Онъ нвглядне поьазалъ, что п о а т ъ чожетъ соидать на еврейскомъ каыкъ, еслп онъ. одаренный тверческоа силой, нъ сопершепстві нладьотъ u ijiopaofi. Т а к п н ъ же рефориатореыъ ч г •нъ былъ д в ъ еврейский пров?, которую Старался освободвть отъ юдулъвоЙ наиыіценпостИг Ненастоящей приввавіе Л. дежитъ по ві области повпж, а этипв и научпылъ насл?дпваній. Еще в ъ рпнвенъ поарасті^ опъ мредпрннялъ крвтнчеслія ввсд?довалід в ъ еврейской няуп?, заброшенной со вренедн Аварьн де-Росон. Неснотря на свой ковсерватдвпый обрааъ ныелп, онъ бевстрашдо сталъ подпер гать релпгіоавыд траднпіи строгой вритикЬ. Но критика Л- иньла то пронмушество, что Была совершенно свободна отъ капой бы то пи былотсадснпіи и ие прссл?довада н в к а к н і ъ партійпо-рео^оріндторсквхъ п?лей. Первый его работы, стихотворение п пзсл?довавія въ области еврейскихъ евкокимовъ, пеявппиііяся въ гЕ^луп ^ і э э і , создали ему имя. В ъ 1?29 г, і--і •" дредложевы были каоедры Библіп, релиііоаноІ философін я еврейской нстеріи въ только что открытомь первомъ епрейско-твологичсскодъ институтт, (Collegium ІіяЬЬьвісиш) в ъ Падуй. Л. удааосьсобрать вокругъсебя небольшой яружокъ иредзнныхъ еврейству к наук? молодыхъ людей, съ которыми ояъ реввестпо и съ любовью преда вался на?чпынъ ивслЪдОваніннъ. К ъ Этому вре мени относится его анаиеннтый трудъ «ОЬео Ger* (ивсл?дованіе арамейскагс перевода Пятикнпжія, гякъ яаэын. Тдргумъ Одкелосъ), иного способ ствовавши вылснедію такою ндЯінаго длд ясторіи челов?чеекой к у л ь т у р ы событія к а к ъ пере водъ Енбдіи. Л. съ трогатедьпой предупреднтельноетт^ю поиогалъ др?інмь ученынъ при идъ иасл?дованіяйъ. Рапопорту, Цувцу, Гейгеру, Ми хаилу Заксу и ыногииъ другинъ еврейскдыъ п хрвстіансдииъ у ч е н ы щ овъ окидвлъ неоц?ннн ы я у с д у і П г Когда Ц у н д ъ увавалъ равъ ему, что его услугами пользуются подчасъ н люди недо стойные, онъ далъ о т в е т ь : «Если бы даже санъ сатана лввлся к о м д ? с ъ просьбой доставить еду рукопись, чтобы напечатать ее нъ иренсподией,— я бы не откаэадъ ему». При свокхъ всеобъенлюіцпкъ п раввосторовнихъ з п а в і я і ъ Л. одвовречевпо работвлъ съ болыдняъ ?сп?хонъ нъ рааличвыхъ областихъ н а у к н . Особенно нлоиетнорны были его нвсл?дондпія в ъ области библейской вкаегеаы. Онъ былъ весьма осторожнымъ в ъ свонхъ преднеложедіях:ъ о чтенінхъ библейскаге текста&Свопмъ острымъчутьомъ и глубоквмъ проі^ивновсвіенъ въ д у і ъ яаыкя онъ р?дко вдадалъ въ рнсковаянын гдпотезы. К д д ъ однимъ своинъ комментаріемъ к ъ к н в і ъ Исаіи онъ работааъ п?лыхъ а0 лътъ- Т а к ж е плодотнорвы были е ю фплологвчеспіл изсліловдлія еврейскаго я з ы к а Шелики заслуги Л . в в ъ области всторІн еврей ской литературы. Доного лучшія авройсиія творевія среднихъ в і к л д ъ быдч почти неизвт.стні.і, широкой еврейской н?г^лвк?. ПтоЙ участи Не нз0*глн даже Соломояъ ГоСпролъ (ем ) н Іегуда Галспи (см.). Опубликовать сояранпншінсп въ рааныхъ библготевахъ пДдныд рувоввеи пред ставляло больвіін трудности: многое оказалось в с к а л е н н ы м ъ и обеэображеннымъ временемъ иди переписчиками. Опъ вовстдвоиплъ во всемъ блеск? полотой в?къ^ евребсігой литературы и броенлъ яркій св?тъ на многіе невыясненные до песо моменты той н ш х н . Л. быдъ также однпмь даъ н е р в ы » еврейскдхъ у ч е п ы і ъ , кото рый иыстунилъ вротвяъ нессильной въ то время п.ген ассимиляции и р а т е в а а ъ за еврейскую с ы о Оытность. ГІомн?нію J I въ исторіи челов?ческой культуры проявляются дна могучихъ, протпвод?йсг&вующнхъ друіъ другу фанторд: вллинизиъ и Іуданвнъ. Эстегнчесяое восоитаніе чолеп*честщ ( г rh