
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КРИТИКА [617 — КРИТИКА ре пол эгидой абсолютной монархии. Лессинг считает, что для Германии это яд и оковы; он ищетсвовх союзников в Англии, ему хочется свободной лнт-ры, свободного театра; он жаждет искусства, отражающего быт нового класса. Он требует от лит-ры, чтобы она спо собствовала настоящему прогрессу свободо мыслия, вела к равноправию людей, к ши роким поэтическим горизонтам. Мало то г о , — д а ж е у Дидро не можем мы найти та кой углубленной трактовки вопросов тео рии литературы. В своем «Лаокооне» Лессинг вапимался основным вопросом о выделении специфи ческих черт художественной лит-ры как ис кусства, и, несмотря в а устарелость отдель ных его положений, эта книга является едва ли не крупнейшим произведением лите ратуроведческого порядив в мировой лите ратуре после аПоэтики» Аристотеля. Е г о театральные критические этюды, собранные в книге «Гамбургская драматургия*, оста ются для наших дней не только замечатель ным историческим паиятииком борьбы мо лодой демократической б у р ж у а з и и э а свое самоопределение, но н образчиками углуб ленной, философски продуманной, принци пиальной критики. и этот бледный просвет б у р ж у а з н о г о п р о свещения встретил суровый отпор власти. Немногие, ио яркие мысли Лейбница бы ли сравнительно плохо усвоены Х р и с т и а н о м В о л ь ф о м , главным деятелем немецкого раннего просвещения. Среди народов немецкого яэ. население Швейцарии пользовалось гораздо большей политической свободой. Б у р ж у а з и я нашла там себе выражение в лице Г а л л е р а. Первобытно-буржуазная, пиэтистская и вме сте с тем республиканская поэзия имела о Швейцарии и своих теоретиков. Крупней шим иэ них был Б о д м е р [ 1 6 9 8 — 1783]. И з кругов, близких к нему, исходила ини циатива первого лит-ого журнала в Ц ю р и х е . Крупнейшим чисто германским центром лнт-ры был торговый город Лейгшиг (неда ром Гете называл его маленьким П а р и ж е м ) . Там именно была резиденция значительней шего новатора и культуртрегера Германии Г о т т ш е д а . Иоганн Кристоф Готттпед [1700—1766) был признанным вождем пере довой б у р ж у а з и и Германии в области лит-ры. Готтшед и швейцарцы Бодмер и БреГггипгер были одинаково убеждены в том, что искус ство сводится к подражанию природе и имеет своею целью способствовать смягче нию нравов, развитию мысли п подлинного благочестия. Тем не менее между ними за вивалась острая полемика. Свою книгу " о д заглавием eVereuch elner kriLiechen DichtkuDBt, Гиг die Deutschen* Готтшед падал еще в 1790. Швейцарцы, буржуазное самосоз нание в-рых приобрело ралигиовпо-проповедннческие формы, искали в искусстве в особенности д.ш с в о и х , в условиях того вре мени прогрессивных, цвидглианских н лизтнстских тевдеицнл, красноречивого пропо веднического я в . , сильно действующих об разов. Гражданский пафос, преклонение перед величием природы играли у нвх огрона у ю р о л ь . В с е это было чуждо Гсттшеду вето более убогой буржуазной действительности. Мввуя Швейцарию, Готтшед ищет своих учителей в о Ф р а н ц и и . Ему кажется бес смыслицей в с я к а я возвышенность и образ ность: поэзия должна быть проста, и поу чительность ее — очевидна. Много раз осме янная позднее основа теории Готтшеда не должна однако ааставить вас забыть, что о н , вместе с замечательной женщиной НеВбэр, был основателем нового немецко го театра и что он в высший мере способ ствовал формированию нового немецкого лит-ого я э . Однако рабское преклонение пе ред Францией и французской б у р ж у а з н о й эстетикой типа Б у а л о было уже превзой дено новым передовым слоем б у р ж у а з и и , более радикальным и более дсмонратическнм — нашедшим свое выражение в ве ликом Лессинге. Недаром Чернышевский, сыгравший роль русского Лсссинга, преклонялся перед его памятью; недаром идейный антипод Лесспнга Ницше называл его великим мучеником нелепости своего времевп; недаром Мерниг, первый и крупнейший аоп.-европейскяв мар ксистский критик, па святил ему блестящий труд. Лессинг—мыслитель буржуазный, во по существу отвергнутый б у р ж у а з и е й , о н апеллирует к пролетариату. Н а Taicofi ню исторической высоте н а х о дится Г е р д е р [1744—1803] (см.), родона чальник исторического лнтературоведевня Германии (таковым он является, пожалуй, и для всей мировой мысли). Немецкая б у р ж у а зия в своей стремлении самоопределиться в отношении классовом и национальном по родила этого удивительного человека. Г е р дер превышает Лессякга именно своим исто рическим чутьем. Он в известной степени предсказывает гегельянство. И с т о р и я ис кусства—лит-ры в частности—расценивает ся Гердером к а к внешнее проявление р а з вития духа человечества по направленшо к свободе и самосознанию. До какой лености доходили социологичес кие воззрения Гер дера, показывает напр. ци тата, к-рую мы считаем необходимым привес ти целиком: «Всякий автор несет иа себе увы своего времени ндарпт их своей книге. Онжиоет в своем столетии, как дерево в иавестной местности, на почве, в к-рую оно пустило корни и нэ к-рой тявет соки; чей больше писатель хочет иметь аасл у г перед своим миром, тем больше должен ов проникнуть Л е с с и в г [1729—1781] (см.) является немецкой параллелью Дидро и с честьювани- с я способом мышления своей среды* Д а впрочем и сама личность его формируется в мает место рядом с вви к а к своим учителем. С еще большей решительностью, чем Дидро, определенном вкусе, я каящыЙ велики В пи нападает ов ватот французский вкус, к-рый сатель восит ввак своей эпохи. Ты, глупый литературный судья, ты хочешь иввлечь ив установила б у р ж у а з и я , ютившаяся при дво