
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КЛУССАЙС [319 — 3201 кльгчков В партию социол-демократов (болыпсвикои) вступил в 1014. В 1910 просто DUH и пыслан в Т у р у х а и с к . После 1017 избрлн членом Вндяемскога совета и продоволь ственным комиссаром Сооота депутатов Лат вии, в 1919—зам. народного комиссара по просвещению Советской Латвии. После па дения Советской Латвия япнялся лтгг-oD р а ботой, был преподавателем К У 1 Ш М , заведу ющим кафедрой Л1гг-ры и лв. Основатель ла тышской лит-ой группы «Диродеиа». Умер от туберкулеза п Я8-летцеи воьрасто. К. вступил п лкт-ру учгв п зрелом воз расте (первые его беллетристические про изведения полпплпсъ в lOltt) и быстро стал одним нэ шшЬолве популярных н любимых лптьиаскмх прилета р о ю ix ггпецтелей. В ва&юльиап (.тиднн своого творчество автор еще пияоднтин но власти еаитгчвого, еще не умеет патетически охватить нале кия в их целостнам единстве. Мелкобуржуазягл романтика, нередко ввелонлет революшмятиуда царспектппу. Ощущение одино чества иногда сталкивается с устремлениями урМнггяг.наяпгго галлектпва (часть мелких рш-гтааол перезедрщтого на русский яв. • . e o p j n r a «ЛЗуЕтующий народ»). Е г о персипала!—оцивпкле, позикетные герои, к-рыо гпсхЕЦЕгаютса лгать в критические моменты «лво^Э пешитольностью н беззаветной пре!ГД1Шостыо делу рабочего класса. Н о К. клепает ыеожицапно быстро. Революцнона-дл целеу с т р е м е н по сть находит все более г^экэатцое стилистическое выражение в ка ж д о й иовом произведении («Женщина с впнтонкоц>, *Пограипчный уеэд>, «Земля сантой Шарли»), Д и н а л т к а действия устра няет рефлексию. Аполитическая иэолиропанность отдельных частностей реалистиче ского бытописательства сменяется синте тическим единством, пронизывающим к а ж дую отдельную частность единой классовой устремленностью. Активно - синтетический реализм все больше побеждает черты роман тизма л аналитического реализма. Образы Н . врастают своими корнями в социальную среду н отношения сельского батрачества и деревенской бедноты, отпе чаток ie-рых чувствуется во всем словаре и стилистике его произведений. Д а ж е тогда, когда он переносится в городскую обстаноику, п изображении автора мы не чувстпуом ритма и динамики индустриального города. Изолированность, одиночество его персонажей также подтверждает отсутствие у изображаемых автором рабочих связи с городом. КдусспИс оказал значительное влияние па воспитание новых кадров латышских про летарских писателен. Ьудучн всесторонне образоиннпмм, оп много писал в латыш ских периодических ивданыях по вопросам ооществоппым, еетеетиовпиния, породного образования и т. д. Особое внимание васлужинают иядантпыо отдельной б р о ш ю рой «Заметки по истории идеологического ризвития в Латвии» — начало обширного мпрксистского исследования по истории р а з вития латышской общественной мысли, к-рое ему не удалось завершить. Библиография: I . На руесн. пв.: Бунту ю ш П на г г род, Расснавы, перев. 3. С—на, со встуа. ст. И. Эпкуиа, над. «Привой*, Л., 185*: Тывята девятьсот семвацпатый, Расскав, ввд. то же. Л., 1Й6г Жешпппа с Й Н О К И Расснаяы, перев. 3. О—пв, встуи. ст. ВТВ О, Я. ЭПлуна «В. Эфферт (Клуссайс)», чвд. то нп, Л,, 1917. I I . Ц е п д н с А л., Э. Клуссайс (Э. Эффегт). •На пвтературвом посту», 1917, Jft IS—|в. Ю. Янлль Н Л Ы Ч Н О В Сергей (псевдоним С е р г е я А н т о н о в и ч а Л е ш е в к о э а ) [1689—] — поэт и беллетрист. Р . в д. Д у б р о в к и , Тверской губ., в семье кустаря-сапожника, Печататься начал в 1909. К.—один из наи более я р к и х представителей кулацкой ли тературы (см.). Д о 1025 Клычков пишет почти исключительно стихи, с 1025—пре имущественно п р о з у . Поэтическое творчество К. о к р а ш е н о в обычные тона нагшопалистическн-шовини стической лирики, воспевающей все аксес суары «древней», «доброй» лапотной Р у с и . Он является верным учеником отца сопременпой кулацкой лит-ры—Клюева, учени ком, весьма добросовестно развившим в от дельных своих стихах (и в особенности в прозе) мистическую средвевековпшну, по черпнутую из р у с с к о г о фольклора. Основ ной тон поэзии К. не меняется и после Октябрьской революции, к о в ней особенно явственно начинают евучать пессимистиче ские мотивы, и чем ближе хронологически стихи поэта к нашим дням, тем вти ноты звучат сильнее. Этот пессимизм (особенно сильно окрашивающий его прозаические вещи)—естественная черта для писателя кулацких слоев нашей деревни, обреченных на уничтожение вакономерыостьх) развития пролетарской революцию •Та те Русь, Оса нояо» л Ов края, В над вею лимон голуОоП. ЧТО же я не поп. а рыдаю Над латыш, нал, спОоВ, в ад судьбой». Н а ч и н а я с 1927 (год начала последней активизации кулачества) творчество Клычкова принимает откровенно заостренный кулацкий х а р а к т е р . Если в книге издания 1928 («Талисман») мы сталкиваемся с я р к и м кулапко-патрнархальвым «символом веры» (см. стихотворение «Люблю свой неэатеПнып жребий»), то это еще белее политически де монстративно подчеркивается в книге изда ния 1930 («В гостях у журавлей») — года на чала уничтожения кулачества как класса: •Хороша, когда у лрова Сап плетет с полпеентлвы... Хорошо вноть корову, Добрую шесту в сын я... Вдосталь св/гы, в меру тлра, Б жилаж тлхое поло... Сломи, жланьв ишть адоровоВ, Не поталей во тару, Кая по осеки трепло». П р а в д а , в этой ж е книге поэт полностью осознает гибель своего класса, раздавли ваемого в тисках ре1сонструкшгп сельского хоАяйства (когда <...вслушаешься в гул борьбы, /Поймешь бессмыслицу страданья/ И п р е д в о в в е с т н е судьбы»).