Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Деcятый том. Идумэя - Китченер \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
90 Иптця (TICTopifl). культъ, какъ домашшй, такь и обществен ный, дхарма-сутрь (книга закоповъ). Ру ководствуясь этой литературой, мы можемъ составить себЬ довольно определенное представлеше о быть индусовъ въ ведическую эпоху. Время переселепш ар[йцевъ въ И. пер вые европейские изельдователи относили къ очень древней эпохе. Затвмъ пола гали, что опа пе восходить далее 1200 до 1500 до Р. Хр. Теперь, на основаши астрономическихъ данныхъ, проф. Якобн устаповплъ, что ведическая культура су ществовала еще за 3000 до Р. Хр. Въ это время индусы начинали ечнедешелунпыхъ созвездшеъ созвездия Орщпъ. Въ к а к о м ъ м е с т е жили индусы въ этотъ пе рЕодъ? Сами индусы счптаюгь землю между реками Сарасватп и Дрншадвати родиной ихъ культуры. Въ Ригведв не паходимъ упоминания нп объ одной изъ из вьстныхъ горъ, ни Гпмалая. пи Гнндукувш Зато упоминается много рътсъ (более 21), относящихся къ системе рькн Инда. Что касается до ръкп Сарасвати, то она теперь очень мала и теряется въ нескахъ къ се веро-востоку отъ Дели; въ ведахъ же ова описывается очень большою и могучею рЪ кою. Теперь найдено, что она изменила свое русло, часть ея водъ течетъ въ пастоящее время вь Сетледжъ,—прежнее русло ея имело большой размерь н она принад лежала къ системе Ганга Вероятно, что дршшейпия носелепш ар!йцеве въИ.лежали восточнее Пенджаба, н вероятнее па ютсвостокъ, чемъ на евверо-воетокъ, такъ какъ мы не находимъ упомпиашя пмепь горъ. Н а с е л е н Е е тогда состояло, кроме apifiцевъ, изъ такъ паз. Dasyu или Dasa, что теперь значить: рабъ, разбойни кь. Они принадлежали къ гладковолосымъ неграмъ, остатки которыхъ встречаются и теперь, кое-где въ Индостане. Первые аршегсае при шельцы И. разделялись на пять клаповъ. Пзъ нихъ въ историческое время сохраня ются имена только двухъ: Y a d u пли Риги. Къ иоследннмъ прннадлежалъ царь Поръ, побежденный Александромъ Великпмъ. Существование ц а р с к о й в л а с т и упоми нается уже въ древнепшнхъ частяхъ ве дической литературы. Царства, вообще, были иеболыши, такъ, папр., упоминается сражеше, въ которомъ привнмали участ!е десять царей. Положеше царей тогда, ве роятно, было такое же, какъ положеше совремевпаго раджи въ Раджпутаве или ГузератЁ. Въ ведическое время цари не вме нить исключительно Mipcicoro характера: опи всегда были посвящаемы. Посвящеше иди коропащя состояла въ томъ, что изъ ста разпыхъ рекъ собиралась водасъ тра вами н затемъ, изъ золотыхъ сосудовъ, выливалась ва голову царю, сидящему на тронь. Изъ царскихъ чиновниковъ того времени упоминается пурохпта пли атхарваннка, придворный жреце, одну изъ главныхъ обязанностей котораго составляло колдовство, поэтому онъ должепъ былъ хо- припесъ даръ СВЯТЫЕ!;. М Е О П Я надписи содержать восхвалеше извьстныхъ царей и папнеапы въ стихотворной формъ. Да.тье, документы на владъше вемлею грави ровались обыкновенно на мЪдныхъ дощечкахъ п снабжались печатью правителя. На этихъ дощечкахъ обыкновенно по дробно излагается вся генеалопя прави теля. Во-вторыхъ—известия иностранцев!., прежде всего грековъ: Мегасеена, A p i a i i a , Птолемея н др. Затъмъ кнтайсше н буд дийские паломники, посеща-вине иногда I I . , составили подробный описания свонхъ пу тешествий, таковы: Фа-Хьямъ, Сюаве-Цзапъ. Н-Цзипъ п др. ВпослЪдств1п къ нпмъ присоединяются и магометанские писатели. Въ-третьнхъ — монеты. На нихъ боль шей частью выбиты гербы и имена прави телей, иногда на двухъ яэыкахъ — греческомъ и пвдШскомъ. Часто на моиетахъ встреч аеме и даты. Исторпо Ц. мы раздвляемъ па першды: I) Древн&Вйнпй илн ведпческШ, оть 3000— 1500 до Р. Хр. Въ этотъ першдъ созда лись веды п священная литература П.; И) порюдъ эпически!, во время котораго арш цы разеелились по всей И. и ассимилиро вали ее, отъ 1500—560 до Р. Хр. Эпическ1я поэмы Рамаяна и Д1агабхарата составляютъ главный нсточникъ наншхъ свъдешй объ этомъ перюдЬ; I I I ) буддшскШ першдъ отъ 500 до Р. Хр. приблизительно до 44)0 по Р- Хр.; XV) перЕодъ возрождешн брахманизма огь I V — X в. по Р. Хр.; V ) перюдъ нервыхъ мусульманекихъ пашествШ отъ 1000—1526; V I ) монгольская имперш отъ 1526—1761; V I I ) першдъ европейскихъ завоеван1й, отъ 1761 до настоящаго вре мени. Первый пер1одт> S000—1500 до P . X. АрШСКОв населепге Индш пршпло съ запада. Языкъ нхъ находится въ близкомъ родстве съ язы ками нрапскнхъ и европейскихъ представи телей арШекой расы. Въ древнъйшнхъ лнтургпческихъ сочииешяхъ, т. наз. „брахмапахъ" встречаются легенды о счастливой земле гинерборейцевъ ( C s s a r a k n r u — соб ственно, северные куру. Такъ какъ одннъ нзъ нервыхъ клаповъ аршекнхъ прпшельцевъ, носить назваше куру, то имя Ussar a k u r u относится, по всей вероятности, къ топ части этого клана, которая осталась жить но ту сторону Солимановыхъ горъ). Не можетъ быть также никакого сомптлпя въ единстве фнзическаго типа между ар!йцами Ипдш, Ирапа и Европы. Древвъйuuin пер&юдъ исторш пнд1йскнхъ ар1йцевъ проходнлъ па северо-западе Нпдостапа. Вообще, до появлешя буддизма (въ V I в. до Р. Хр.) политической исторш И. не су ществуешь, хотя до насъ дошла, относя щаяся до этого времени, очеиь богатая священная литература индусовъ. Она состоитъ пзъ священпыхъ песепъ, т. назыв. ведь (см. в е д ы ) ; вышеупомянутыхъ брахманъ (трактатовъ, отчасти мнеологнческаго, отчасти .лптургическаго содержания); сутръ. трактатовъ, описыпающихъ жертвенны!*!