Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятый том. Духовенство - Идское поле \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
6 ДУХОВЕНСТВО. средствъ государствен наго казначейства, остановилось, главнымъ образомъ, на мъстныхъ средствахъ со держаны. В отъ почему имъ и выработаны: положен!е о церковно приходски хъ попечительствахъ, имЪющихъ задачею заботиться о благосостоянш прич товъ твхъ церквей, при которыхъ они учреждаются (по отчету оберъ-прокурора Св. Синода за 1897 все церковно-приходск!я попечительства обладаютъ Е а п и т а д о м ъ въ 3.445,370 р. съ коп.). Высочайше утв. 24 марта 1873 правила о разделе доходовъ, правила о пенс!яхъ и единовременныхъ посо&яхъ, действующа до ныне (хотя уже составленъ новый проектъ выдачи пенсий) и т. п. Все это, конечно, возвышало матерьяльное положение духовенства и улуч шало его нравственный авторитетъ въ глазахъ прйхожанъ, хотя главное средство для этого- -назначеше духовенству опредъленнаго жалованья безъ всякой зависимости отъ прйхожанъ, и до ныне является не вполнъ осуществленнымъ. Собственно де нежное ж а л о в а н ь е назначалось духо венству указами: Петра I — 1 4 сент. 1724, Петра III—29 ноября 1762, Екатерины I I — 26 февр. 1764, Павла 1—1796 (для малороснйскихъ enapxifl) и Александра I (1808). При послъднемъ решено было назначить жалованье всему духовенству; но это вы полнено было только относительно каеедральнаго духовенства. Въ это же время, по инипДативе архангельской городской думы былъ решенъ Онодомъ вопросъ о томъ, чтобы производимые духовенствомъ сборы съ ихъ прйхожанъ заменить опредъленнымъ годовымъ жалованьемъ отъ прйхожанъ, каковое предположеше было удостоено и Высочайшаго одобрешя (27 сент. 1805), но на практике не осуществи лось (впрочемъ, въ таврической епархш въ 10«U UbIJiU Оивс)11ВЧОМ0 ЛМЫЦваньемъ отъ прйхожанъ 112 причтовъ). Но особенную заботу объ обезпеченш ду ховенства проявилъ императоръ Николай I (именной указъ Оноду 11 января 1828), по повелешю котораго съ 1830 стало на значаться по 500 т. рублей ассигнапДями въ годъ на содержаше бЪдныхъ причтовъ. Наконецъ, 4 апреля 1842 утверждены шта ты, для назначены по онымъ жалованья духовенству, каковые и введены въ дЪйCTBie съ 1847, причемъ къ 1861 по этимъ штатамъ ежегодно вносилось въ смету Онода на этотъ нредметъ 3.315,000 руб. ЗатЪмъ во все царствование Александра I I вопросъ о жалованье не поднимался, хотя отдельные голоса въ печати продолжали указывать на действительность этого сред ства для подняпя общественнаго положе ния духовенства и нравственнаго значешя въ приходе. Въ прошлое царствоваше улучшившееся финансы позволили вспом нить и о дальнейшемъ обезпеченш духо венства. Поэтому 28 декабря 1892 после довало Высочайшее повелен!е объ асси гнованы на жалованье духовенству по 250 тыс. руб. въ годъ до толе, пока б у д е т ъ ПВрЮА&Ь ЮОО - — 1 ПЛЛ , ГМ-1 - _ _ Л* . _ , „ обезпечено содержашемъ духовен ство во всей P o c c i H („Церв. Вед." 1893, Л» 10). Съ 1 янв. 1895 на этотъ предметъ отпускается съ Высочайшаго соизволены по 500 т. р. въ годъ; а всего на содержаше городского и сельскаго духовенства, миссы и мисс1онеровъ ассигнуется изъ госуд. ка значейства 8.773,010 р. (отчетъ оберъ-прокур. Онода за 1896—1897), причемъ жалованье получали причты 22,694 церквей (изъ общаго числа 47,385). Несмотря, однако, на все заботы о лучшемъ обезпеченш матерьяль наго благосостояны духовенства, последнее находится все-таки далеко не въ блестящемъ положены, какъ это можно видеть изъ заключительныхъ словъ всеподданнЪйшаго отчета оберъ-прокурора Онода за 1897. Указавъ на недостаточное пока ко личество причтовъ, обезпеченное жаловань емъ и достаточнымъ и удобнымъ земельнымъ наделомъ, отчетъ заключаетъ: „во обще духовенство наше находится въ за висимости отъ прйхожанъ, что препятствуетъ установлен^ правильныхъ отношешй пастырей къ пасомымъ и подаетъ поводъ сектантамъ чернить духовенство въ глазахъ православныхъ, обвиняя его въ вымога тельстве. Положеше заштатнаго духо венства в сиротствующихъ семей духовныхъ лицъ является въ высшей степени тяжелымъ. По смерти или выходе за штатъ священнослужителя, семейство его остается безъ всякихъ средствъ и влачить нищенскую почти жизнь. Редко кто изъ духовенства при службе можетъ отложить себе про черный день, чтобы кое-какъ подъ старость прожить самому съ семьей". Вопросъ объ умственномъ просвещены духовенства рассматривается въ ст. „духовно-учебныя заведены". Л и т е р а т у р а : HcTopifl духовенства такъ гвсно связана съ нашей истор1бй вообще, что матерьялы по этому вопросу могутъ найтись въ каждомъ изъ сочинены, посвященныхъ этой последней; но преимущественное значеНе имеють: Церковно-историчеоае труды Макар!я, Иннокент1я, проф. Голубинскаго и Знаменскаго и монографы: проф. Знаменск1й, „Приходское духовенство въ P o c c i H " и друг.; проф. Влад им1рск1й-Будановъ, „Государство и народное образование въ P o c c i n въ X V I I I в."; С у х о м л и н о в ъ , „Истоp i n PocciftcKofl Академ^" и друг. Литера тура вопроса полно указана въ Руководстве по истор!и русской церкви А. Доброклонскаго (Вып. I—IV, 1889—1893). Д. въ иностр. госуд., совокупность всехъ священно и церковно-служителей, всехъ церковныхъ должностныхъ лицъ, но въ особенности гЬхъ, которые, получивъ посвященЛе, уполномочены не только проповЪдывать слово Бож!е, но и совершать таинства и вообще исполнять пасторская обязанности. Все хриспане, за исключен1еиъ а н а б а п т и с т о в ъ , квакеровъ, дарбистовъ, б е з п о п о в ц е в ъ (см.), согласны между собою -вь томъ, что церковь, чтобы быть въ состоя ны успешно развивать свою