Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятый том. Духовенство - Идское поле \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
4 ДУХОВЕНСТВО. ннкоимъ образомъ не можегь оказаться „лишней" или опасной для государства. Права духовенства и детей его опред-вляются въ законахъ о состоянхяхъ—свода аак. т. I X изд. 1899. Бели при определе н а состава духовенства и услов!й принад лежности къ нему законодательство наше, какъ выше указано, часто колебалось, то при определении содержан!я, его правъ, правительство держалось политики доволъл ЛТ ~„ ~ .„„„ Т Т ». _ духовенство наше можно отнести къ сослов!ямъ привиллегированнымъ, такъ какъ уже въ это время на него были распро странены некоторый дворянск!я права. Такъ, въ э т о время духовенство освобо ждено было отъ подушнаго оклада и ре крутства. Правда, при производстве пе реписи служащее духовенство было всетаки вносимо въ списки, но на особые листы, такъ какъ по представлен1ю воен ной коллегия, на вопросы „класть-ли въ окладъ градскихъ и уездныхъ П р о т о п о пову поповъ и дьяконовъ", сенагь отвечалъ: „согласно въ расположено на полки, протопоповъ, поповъ и дьяконовъ въ окладъ до указа не класть, а доложить о томъ Царскаго Величества". Вопросъ, такимъ образомъ, остался нерешеннымъ, такъ что и служащее духовенство могло быть зачи слено въ окладъ новымъ указомъ. Но тутъ энергично вступился СУНОДЪ и представилъ Государю свои соображен1я о томъ, что въ окладъ не должно быть зачисляемо не только служащее духовенство, но и его дети, результатомъ каковаго представден1я и явился указъ 1722, освободивнпй духо венство отъ подушной подати. Замеча тельно, что въ представлении Сгнода весь ма определенно проводится мысль о при равнен^ духовенства къ „шляхетству", т. е. о причисленш его къ привиллегирован нымъ сослов1ямъ. На этогь разъ удалось освободить духовенство только отъ подуш наго оклада, друг!я же повинности оно несло и после этого. Такъ, тягостный воипск1й постой былъ снять 1724 ради того, „что во время отправлен!я правила къ священнослужешю, такому постою быть непри лично". Но не успело духовенство осво бодиться отъ постоя, какъ по поводу новаго устройства пол ищи оно обременено было разными полицейскими службами. Такъ, еще 1726 московское духовенство представляло своему начальству, что „мо сковская полищймейстерская канцеляр!я наряжаетъ ихъ какъ въ ночное, такъ и въ денное время, по карауламъ къ рогаткамъ, кроме того, они должны являться съ по жарными орудиями на пожары и исполнять вкупе съ гражданами по полиц!ймейстерской инструкцш все друг!я полицейски обязанности; потому во св. Бож1ихъ храмахъ и м1рскихъ требахъ бываетъ не безъ остановки и т. д.". Московская династер1я, препровождая это прошеше въ СУНОДЪ, СЪ своей стороны указывала, что это назначеше духовенства въ полицейские наряды на ряду съ м!рянами. ставить его въ уни зительное, въ глазахъ иноверцевъ, положеше. Но прошло десять летъ, прежде чемъ духовенство было освобождено отъ „дневокъ и ночевокъ" на съЪзжихъ дворахъ и отъ „посылокъ къ колодникамъ и къ офицерамъ въ домы для работъ". По винности же караульная и пожарная оста вались на духовенстве до царствован1я Елизаветы Петровны, которою и были от менены. Хотя въ это жз Бремя духовен ство получило некоторый привиллег!и по суду, однако вопросъ о с о с л о в п о м ъ по ложены! духовенства въ с а м о м ъ прин ц и п е оставался неразрешеннымъ и въ такомъ виде перешелъ и въ царствован1е Екатерины П. Хотя „накааъ" императрицы о духовенстве говорить лишь вскользь, однако и отсюда можно вывести то заклю чение, что она желала отнести духовенство къ с р е д н е м у роду людей, такъ какъ сре ди другихъ сословШ (земледельцы, меща не и дворяне) она не отвела духовенству особаго места (статьи „Наказа" 381, 358— 360). Мнения депутатовъ созванной затьмъ „комиссии для составлена новаго уложешя* сходились по этому вопросу съ основными положешями „Наказа". Точно также и „спещальная комисс1я о государственныхъ родахъ" въ своемъ проекте разделила всехъ жителей государства на три рода: благородный, средНй ИЛИ мещанешй и ннжщй, причемъ въ составь средняго рода входило и духовенство. Однако, противъ этого воззрёшя возсталъ депутатъ отъ Cvнода, а вместе и отъ всего духовенства, митрополитъ Гавр1илъ Петровъ (1730—1801). Онъ, вместе съ СУНОДОМЪ, требовалъ исклгочен!я духовенства изъ средняго класса и поставлен!я его на ряду съ дворянствомъ, причемъ СУНОДЪ поддерживалъ это требован!е теми соображен!ями, что „духовные, по самому звавЛю своему, суть пастыри и учители народа, и потому должны пользо ваться особымъ уваженЛемъ и почетомъ; византийскими императорами духовные по ставлены въ число благородныхъ" и т. д. Гавршлъ прибавилъ отъ себя следующее: „не честолюб1е и не тщеслав1е заставляютъ духовенство добиваться общественныхъ правъ и преимуществъ, а прямая, житей ская необходимость. Какъ ни желательно, чтобы всякш помышлялъ о томъ, что онъ сынъ церкви и обязанъ чтить своихъ духовныхъ пастырей, но опытъ показываетъ, какъ далеки бываютъ люди отъ подобна го настроены, особенно, когда въ нихъ дей ствуете страсть, и духовному лицу, въ от веть на слова увещан!я и назидашя. не разъ приходится услышать: „да ты то ж е , что кузнецъ, что рыболовъ" и т. п. Уни жете, съ которой стороны ни будь, всегда унижаетъ, и подавленные духомъ теряютъ нравственную силу и не могутъ приносить обществу той пользы, которой оно вправе было бы ожидать при другихъ, более благопр!ятныхъ услов1яхъ". Хотя вопросъ,. поднятый въ комисс!и, остался безъ опре-