Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Пятнадцатый том. Пенька - Пуль \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
500 Посты. находнмъ его только одппь разъ, именно въ день очнщешн, одпако безъ ясно ныраженнаго требовашя совершенно воздержи ваться огь пищи. Позднее П. является, какъ доброватьпоо покаяшс прн обп1сетвеппыхъ бедеппихъ; въ эпоху вашьтонскаго пленешя опъ вое более становится доетпйпымъ подражай 1я дьлимъ, на ряду съ мо литвой н милостивые. В ъ этомъ смысле фарпсен два раза ПОСТИЛИСЬ въ педелю, а ессен сделали П. еущественньшъ элеыеитоыъ своего аскетизма: та.тмудъ впосъ из вестную систему п порядокъ въ енрейсшй П., еврейскчй календарь указываотъ раз личные постные дын вь воеиомппаше нссчастныхъ пащопальпыхъ гобьтй. Позд нее различали ц е л ь н ы е I I . и полу по сты; прн первыхъ предписывалось ночное воздержаше отъ нищи и иитш отъ разсвета до паступлешя ночк, н только въ день очпщешя оть вечера до Нсчера. Таклге и въ x p H C T i a u c K o i i церкви яви лись И., отчасти примыкая къ учошю Ветхаго Завета, отчасти ьеледеттяе рапняго пронпкнопешя въ нее идей есесевъ, п осно вываясь, гл. обр., иа прнмьрахъ Христа (Me. I V . 2 ) и аносголонъ (ДЬян. Х Ш , X I V ) . ДретгЬйппй и всеми чествуемый постный день есть день смерти Христа, и прежде опъ продолжался оть питпнцы сь полудил до утра воскресения 40 часовъ. Отсюда развился съ I V в., на о с н о ш ш ш сиангел, М а 4, 2 (2 Мопс. 34, 1 8 ; 1 царей 19. 8), велиьмй 4 0 - д н е в н ы й п о е т ъ передъ Пасхой (Ouadragcfquia,jejunium oiiadragesimale). Онъ начинался съ понедельника первой педели; субботы, воскросешн и праздпикь Благопещошя были свободны отъ поста. В ъ постные дин принимали пищу только нечеромъ, c y x i e плоды И онсши. по безъ мяса. Кроме того, обычай и закопъ требовали удалешя всякнхъ церковиыхъ украшешй, приостановки шумныхъ удоводьетвШ, отстрочкн споронъ и свадебъ и предписывали усердиую молнтву и нричащешо св. тайнъ. В ъ про тнвпость древнему обычаю и греческой церкви, римская церковь еще въ I V в. ввела въ обыкновение поститься каждую субботу, вследстше чего начинать 40-днев ный П. со среды первой недели. П. вооб ще въ с р е д у н п я т о к ъ , какь устаповленный церковью въ воеиомппаше совершив шихся въ эти дни шбытШ — предишя Хри ста на етраданш и смерть и самыхъ стра дашй и смерти Кго, пазываетсл с т о я н ! е м ъ , такъ какъ въ эти дни веруюнце, какъ бы стоя на страже, проводили вч. богослул*еп ш целую ночь. Кроме этихъ П., суще ствовали въ древней церкви сше и друпе, установленные епнекоиамн но отдельпымъ поводамъ. Монастыри могли только содей ствовать усилешю аначешн постовь: по чему последше наряду съ мо.штвой н ми лостыней вошли въ кругъ добрыхь н до стой II Ы Х Ъ подража!ИЯ делъ. В ь и рав ос л а н и о й i i e p i C B H I I . разделяются на мпигодиевиые и однодневные. Къ исриы.чъ. gut" (Врем.. 181)4; 2 изд., Гн.тле. 1679); „Ki.tu-uri& eines g c m e i n e n d e u l s c h o n und hanscstadt-bivmischen P r i v a t r c c b t s " (Бром, и Галле, 1886—87, 4 т.); „D;ts N u t m & g c s e t z des K e c h l s " (Врем., 1867); „Die Geschlechtsgeuossenscliast der U r z e i t u n d die Eutstel i u n g d e r E h c * (Ольдепб., l S 7 y ) ; „Dcr Urs p r u u g tics K e c n l s " (1879); D i e A n i i i n g e des Fitaats- m i d R c c b t s l e b o n s " (.Ш78); „Bausieiuc r i i r einc a l l g e n i c i n e l i e c b t s w i s s e n s c b a f t a t i f v e r g l e i m i e n d - e t l m o l o g i s c n e r B a s i s " (1880—81, 2 т.): „Dic G r u n d l a g e n des H e c h t s u n d d i e Grundziige seiner E n t w i c k e l u u g s g e s c b i c M c " ( l S 8 4 j ; „Einleitung i n d a s S t u d i u m d e r e l l i n o l o g i s c h e n J u r i s p r u d e n t " (.1886); , A r r i c a n i s c l i c J u r i s p r u d e n t " (1887. 2 ч.): . . S t u d i c n z u r E n r w i c k e l u n g e s t i i i c b t e des F a m i l i c m - e c b t s " (1ЯУ9); TJeber d i e A u f g a b e i i e i n e r a l g e m e i n e n K e c l i t s w i s s e n s c h a f t * & (1S91); „Grimdriss d e r c t h u o l o g i s c h e u J u r i s p r u d e n t " (1894-05, 2 ч.). М о е i i . i . вообще возлержanie отъ пищи въ течеше оиредьленпаго времени, въ част ности, по церковному словоуиотреблешю, или полное воздержаше въ течеше дня ( j e j u n u u u a v e s p c i a a d v e s p e r a m ) , пли воз держите отъ мяса ( a b s t i n e u t i a ) . i l . пграегь въ i i c r o p i i f р е л ш ш существеппую роль, частью какъ упралшеше въ воздержаши (.тъ чувственности, частью какъ средство содЬ(1ств1я экстазу и воо,ту шевлсш&ю, частые какъ прпготовлcnie къ великнмъ ръше:нямъ и нодвнгамъ, частью какъ выражеa i r печали и. наконецъ. какь доброе, до стойное дело, умилостивляющее небо. В ъ особенности па ВоетокЪ, где продолжи тельное воздерл;аше отъ пищи, благо даря климату, меиее обременительно, I I . встречается, какь очень дрешйи обы чай, нрнближающШ человека къ богамъ. Отказъ отъ иаслаждешя мясомъ и опья няющими напитками входить въ б р а м а п с к у ю и буд,тдйскую рслигИи, какъ агкетнчесшй элементъ, освобол;дающ1й челопека отъ круговорота рождешй и возвмшаинщй его до бол;сства. Какъ было из вестно еще Геродоту, I I . былъ въ ходу въ Е г и п т е , первоначальной родине многпхъ рр.тнгшзпыхъ обычасвъ п лродстаплетй древности. Сама древнеегипетская рели гия стоила, конечно, вдали оть аскетизма, а для реллпн З о р о а с т р а съ ея трезвымъ реалнзмомъ и положительной оценкою земныхъ благъ является весьма характерными что здесь П. пе завоевалъ себе места. В ъ г р е ч е с к о м ъ и р п м с ь о м ъ w i p e встреча ются лишь отдельные, связанные съ аске тическими наклонностями эллинской опохи прнмъры. какъ, ианрнм., и н е а г о р ей цы, которые хотя и ие избегали совершенно мяса, но питались преимущественно мс.шмъ, хлебомъ и водою. Къ религюзной практике евреевъ лишь съ течешемъ вре мени привился П., и то ТОЛЬКО, какъ выражеше „упнчижешя". П. имеетъ у иихъ, гл. обр., значеше символа печали н ра скаяния и потопу выступаете обыкновепно в ь сопровожден!!! врстнща и пепла. Шъ качестве предписания Моисеева закопа, мы r