Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Пятнадцатый том. Пенька - Пуль \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
470 IIOPTO-CAHTU — ПОРТРЕТЪ. вместим.; дл. ж. д. (18921 18 км., дл. телегр. л и и i n 778 ICM. Гл. г. С а н ъ Х у а п ъ . О-въ первоначально назывался Б о р и к е н ъ (Буренкенъ), открыть въ 1493 Колумбомъ и названъ имъ И с л а д е С а н ъ Х у а п ъ Баутпста. Первыя поселешя на о—вь осно ваны въ 1510. Дурное обращеше съ кари бами, работавшими на золотопромывпыхъ заведешяхъ, вызывало постоянный возстан ш тузеыцсвъ; эта борьба, а также наиаденш со стороны англичане, фраицузовъ и ппратовъ совершенно искоренили все ту земное населеше, насчитывавшее до 600,000 чел. После этого о—въ служилъ гл. обр. мЪстомъ ссылки и развиваться сталъ лишь съ 1823. До 1898 о-въ прпнадтежалъ Испа ши, а после- испано-америк. войны пере шелъ къ Соед. Шт. Съв.-Аыер. Съ 1900 о-въ представляегь колопш Соед. Ш т . подъ управлешемъ губернатора, оазначаемаго президентомъ Соед. Штатовъ. П о р т о С а н т о , португ. о—въ въ Атлаптическомъ ок., 50 км. къ с-в. отъ о-ва Ма дейры, нлощ. 44 кн. км., жит. (1878) 1750; между 2-мл вулканич. горными группами (до 450 м. в ы с ) простирается песчаная раввина, где располож. б. часть иебольш н х ъ мЪстечекъ (изъ нихъ самое значит. Валера). О—въ относ, къ окр. Ф у н ч а л ъ , П о р т о - Ф о р р а й о , гл. г. окр., обпимающаго о-въ Эльбу, въ итал. пров. Ли ворно, па бер. красивой, горами окружен ной бухты на съв. бер. о-ва; техпич. тшюла, военный госпиталь, морское купанье, x o p o i u i f l портъ съ маякомъ, солеварни, ловля тупца, винодъмпе, торговля желъзп. рудой и солью; жит. (1881) 3737. Въ 1894 въ портъ пришло 921 судно въ 176,759 тоннъ ныъхтим. Въ г. резидировалъ 1 8 1 4 — 1815 Наполеонъ 1. Н о р т о ф р а п к о (port franc, Freihafen, p o r t o f r a n c o ) , право свободпаго ввоза и вывоза (заграницу) товаровъ нзъ прнморскихъ портонъ. Имеетъ большое зиаче ше тот да, когда торговля еще мало раз вита; поэтому всего чаще устанавливается въ новыхъ гававяхъ. В ъ Росс1и П. было: въ Олесе* съ 1817 по 1859, пъ Батуме (по Берлинскому трактату) сь 1878 по 1885, во Владивостоке съ 1862 по 1900. Остается ныне въ одномъ Портъ-Артуре. П. суще ствовало въ Западной Европе съ очепь древнихъ временъ; Страбопъ говорить о П на о—ве Делосе. В ъ новейшее время встречается съ X V I в., съ 1547 было уста новлено въ Лпворно, съ 1595 въ Генуь, съ 1661 въ B e u e u i u , съ 1664 въ АльтонЬ, съ 1662 въ Марсели, съ 1706 въ Гибралтаре, где сущеетвуетъ и поныне, съ 1718 па с—ве МнноркЬ (Портъ-Магонъ), съ 1719 съ T p i e c r e и Ф1уме, съ 1727 въ Гамбурге, съ 1824 въ Бремень, съ 1833 въ Любеке; затемъ существовало: въ Опорто, Каднксе, Дюнкнрхене, Байонне, Лор1айё и Гбтсборге. Въ европейскнхъ страпахъ (кроме Гибралтара) ныне ие сущеетвуетъ; во внеевропейскихъ остается въ Адене, Синга пуре, МалаккЬ, Гонконге и Джоржтоуне. Нзъ отдъльпыхъ государствъ, А н п ш я — н и когда не имела П. Способствуя въ на чале развитие- международной торговли въ даппомъ порте, П. потомъ, при развитш ввоза ппостранпыхъ товаровь, ставить болыдтя затрудвешн проннкновешю това ровъ внутрь страны, вследств!е необходи мости въ усиленной таможенной охране; поэтому въ коице концовъ отменяется. & П о р т о -Эмпедокле, см. Д.ясирдженти. П о р т р с т т . (франц. p o r t r a i t ) , изобра жение какого-либо челонека въ пластнческомъ произведенН! (бюстъ, рельефъ, ста туя) или въ живописи. Портретное искус ство уже было развито въ глубокой древ ности, у егпптяпъ, какь это доказываютъ деревянный фигуры умершпхъ, найденный въ гробпицахъ, и пекоторыя жанровыя фих-уры (см. таб. „Скульптура I " , фиг. 13). У грековъ это искусство достигло совер шенства лишь во время ялексаидрШекаго перюда, Изъ болЬи иоздней опохп заме чательны: статуя Софокла въ Латеранскомъ музее п несколько головъ Александра. Идеальный П., т. е. изображено не эпакомыхъ лпчво художиику лицъ и вымышлеипыхъ характерныхъ типов ь, достигло у грековъ высшей степени развшчя (статуи и головы Гомера, Эзопа и др.). Съ Лиенпиомъ и его братомъЛнсистратомъ пор третное искусство вступаегъ па реалнетичесшй путь, такъ какъ они первые стали лЪпить П. по маскамъ съ натуры. Это искусство особенно развилось въ Р и м е (статуя Августа въ ватиканскомъ музее, см. табл. „Скульптура V " , фиг. 4, головы Каракаллы, Адрйана). Въ эпоху Возрождешя портретную скульптуру довели до высокой степени реалнетпческаго совер шенства Мипо да Ф^езоле, Дезидсрш де Сетннышо, Лука де ла Po66ia и др. Вт. живописи I L появился гораздо позже. Въ этой области первое место занимаютъ Рафаэль и Т и р а н е , Но голландцы еще раньше, уже пъ X V п. (Вапъ Эйкь п 1&аись Метлннгъ) ппсали И., поразительные но эксn p e c c i n и жизненности. Затемъ еще более разработана была портретная лшвоппсь Рубенсомъ, Рембрапдтомъ, Гельстомъ, Терборхомъ и въ испанской школе Веласкесомъ. Проще, но характернее въ дета лях ь П. Дюрера и Гольбейна. Изъ нортретнетовъ новЪйш. времени след. назвать у фраицузовъ: Давила, Жерара, Энгра, Кабалеля, Бонна, Каролгоса Дюрана; у немцевъ: Винтергальтера, Гейзеля, Лепбаха, Каульбаха; у англичапъ Рейпольдса, Генсборо. Лауренса, Миллеса, Геркошсра; у насъ Пе рова, Ренина, Ярошепко п Крамского. См. V i s c o n t i , „Iconographic grecque-& (Пар., 1808); , I c o n o g r a p b i e r o m a i u e " (1818-33); Beru o u i l i i , „R6mische I k o n o g r a p h i e " (Штутг., 1 8 8 2 — 9 4 ) ; W i n t e r , „Ueber d i e g r i e c h i s c h o P o r t r a t k u n s t " (Берл., 1894); „Allgemeines h i a t o r i s c h e s P o r t r a t M e r k " (Мюнх., 1 8 9 5 ) ; M a r q u e t d e Y a s s c l o t , „Histoire d u p o r t r a i t en France" (Пар., 1880); P i u s e t u.