Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Пятнадцатый том. Пенька - Пуль \ 401-450

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
406 ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. приближаются не народпой массе н уже около 1220 г. раздается польская проповедь даже въ сельскихъ цорквахъ. Къ этому столетне проф. Брюкперъ отиоснте первую польскую церковную песню „Богородица". С е X I V ст. начинается время чешскаго и немецкаго влГяшй. ЧешскШ элементе скоро сливался съ польскимъ. пемець-ifl же бралъ верхъ во всемъ и стремился себе подчинить местный. Противъ этого выступиле Владиславе Локтике. Сынъ Влади слава, Казимнръ Велики!, благодаря этому, могъ уже заняться ввутренннме устроешемъ. Въ его царствоваше появляется пер вый законодательный памятнике, извест ный нодъ именемъ Вислншсаго статута. Перу гнезнепскаго архид1акоиа и вице* канцлера Казимира В., Я н а Чарпковс к а г о , прпнадлежнтъ польская хроника, въ которой, после сжатой характеристики Казимира В., иодробио оиисапо правлеше Людовика Венгерскаго и разсказъ доведенъ до проезда въ Польшу Ядвиги. Въ этомъ столетш появляются и первым про изведения на польскомъ языке. Это оригинальиыя проповеди, какъ гпезненc K i f t с б о р н и к ъ и отрывки ирОиовЪдей монастыря св. Креста. Рядомъ съ ними стоять переводы свящсниаго писашя. Есть указяпш ва переводъ псалтыри въ Х Ш в., но до нашего времени сохранилось только псалтырь X I V в., т. наз. ф л о р ! а п с к а я , и насколько отрывковъ. Более интересны опыты рслнпозной польской поэзш, но опи идутъ но следамъ „Богородицы". Къ концу столЪт1я завершается преобразование краковскаго университета (1400 г.), и съ нимъ П. л. вступаете въ новый перюдъ умственной жнзнн. В ъ краковешй университете стали сте каться ученики со всей Европы. Въ краковскомъ унив. учился у ВоичЬха изъ Брудзсва Н и к о л а й К о п е р н н к ъ ( 1 4 7 3 — 1543). Польсьче богословы не замыкались въ тесноме кругу своей науки, и прппимали деятельное учаспе въ обществеииой жизпи. KpaicoBcide ученые стояли въ то время за одно съ. знаменитыми француз скими богословами и защищали верхов ность соборове. Учепые пе забывали местныхъ потребностей. Въ Кракове читалась и толковалась въ универе. хроника ВпкенTiH, а р с к т о р ъ Я к о в ъ П а р к и т ъ (ум. 1455) далъ въ стнхахъ первый правила польскаго правописания. В е томе же напра влен»! развивалась литература и в н е уни верситета, и изъ всей схоластической ли тературы выделяется польская исторш Я п а Д л у г о ш а (ум. 1480) и Мемор1алъ Я н а О с т р о р о г а (ум. 1501). Трудъ Длу гоша им&Ьлъ громадное значеше, и до конца X V I I I ст. никто не попытался его проверить и пе решился идти по его сле дамъ. Его м п е ш я и даже ошибки держа лись целыя столет!я. М е м о р ^ а л ъ О с т р о р о г а самое блестящее произведете, какое появилось в е польской средневековой ли тературе. Въ немъ затрагиваются вопросы П. войска достичь не могли. К*ь августу& p y c c K i e заняли Вильну и стали успешно бороться, ОТТЕСНЯЯ поляковъ къ границамъ. В ъ сентябре явился Суворове и начались энергичный дЪймьчя его вместе съ Ферзевомъ. Вскоре онъ взялъ Кобрииъ, раз билъ Сераковскаго, а 28 сентября Форэеиь разбплъ Коецютка и взялъ его въ плЪнъ. Несмотря па панику, народъ П. требовалъ продолжения войны. Избранный главпокомаплующнмъ Вавржешпй приказалъ всемъ отрядамъ стянуться на защиту Варшавы. Туда же форснроватшымъ маршемъ шелъ Суворовъ съ Ферзеномъ и Дерфельдевомъ, 23 октября онъ былъ подъ стенами Праги, 24 взялъ ее штурмомъ, 25 подпнсалъ ка п и т у л я н т Варшавы, а 26 уже вступнлъ въ нее. Часть бежавшихъ П. войскъ была разбита въ Познани, другая около Галипди, и только Мадалппскгй пробрался въ Австрпо. Сравнительная продолжитель ность войны объясняется несогласован ностью действий, вначале непопятной вя лостью короля прусскаго и намереннымъ бездейств1Смъ Аветр1и. П р н б ь т е же энергичпаго полководца сразу положило ко нецъ сопротивлению. П о л ь с к а я л л т е р а т у р а . Умствен ная жизнь въ П о л ь ш е начинаете разви ваться съ времени введешя латннскаго обряда (966 г.) и начало письменности свя зано съ мнссюнерскою деятельностью св. ВойгЬха п его брата Радчипа. С ъ этого времени письменность приняла латпнсщй характеръ о ея языкомъ былъ языкъ лаTOHCKifi. С р е д н е в е к о в а я П. л. нача лась л е т о п и с н ы м и з а п и с к а м и , пачало которыхъ относится изследователями къ концу X (Кентржпнсшй) или на чалу X I в. (Перльбахъ). Эти начальный лётописныя ваниски дошли до насъ въ поздпвйшемъ своде X I I в. Къ той же эпохе относится „ Ж И Л О " П „Мучеше" св. Войтъха. Принадлежность этихъ произве дений X — X I I вв. гипотетическая, но это единственные памятники, на которые можно указать, хотя и предположительно. Къ на чалу X I I ст. относится первая въ Польше хроника, наппсанпая неизвестнымъ духовп ы м е липоме французскаго происхождешя, называемая хроникой Г а л л а . Авторъ сосредоточилъ свое внимаше на времени Б о леслава Кривоустаго, разсматривая пред шествующи событ1я, какъ введен!е, и довелъ разсказъ до 1113 г. Трудъ Галла расширилъ, дополнилъ частью о баснослов ной польской ястор1п и довелъ до начала X I I I в. В и к о н т 1 й К а д л у б е к ъ . Въ свою хронику онъ вставилъ рядъ легендъ, аллегорпческихъ разскааовъ собственнаго со чинения. Его хроника была долгое время школьиымъ руководствомъ и сохранилась въ большомъ числе сиисковъ. X I I I векъ, „векъ святыхъ польски хъ угодниковъ" мало благойре&ятствовалъ развит™ литературы. Латинская литература враща лась въ агюграфическомъ кругу. Мона стыри доминиканцеве и фрапц исканцевъ