Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Пятнадцатый том. Пенька - Пуль \ 401-450

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
BBS Полонокш. жизнью, не предавался безплоднымъ сожаленьямъ о томъ, „что было и прошло". Возврата къ этому прошлому уже пе было. Поэтъ прямо взгляиулъ въ лицо реальной действительности, стараясь понять ее; „а для того, чтобы жизнь была тебе понятна, иди впередъ, иди впередъ и невозвратно". Напрасно, однако, стали бы мы искать въ мучительныхъ попыткахъ поэта понять сокровепный смыслъ жизни и въ его громкомъ призыве идти внередъ и невозврат но какую нибудь определенную руководя щую идею. Унылая, безотрадная, скучпая и безеодержательпая. рождающая въ д у ш е безконечный рядъ тревогъ и сомнешй, жизнь кажется П. то „какой-то галиматьей", то неразрешимой загадкой, сулящей горь кое разочароваше: „ И въ праздности горе и горе въ труде!.. Откликнитесь где вы, счастливые, где? Довольные, бодрые, где в ы ; . . . Хоть сотую долю тяжелыхъ задачъ р е ш и ты памъ, жизнь безтолкован, некста ти къ памъ нежная, некстати суровая, слепая, безпутпо мятежная!.." И все въ пашей жизни, где люди, не просветлен ные наукой и не озаренные любовью, идутъ ощупью и неуверенно „пе то назадъ, ие то впередъ", вызываете вь д у ш е поэта тяжелоо безотрадное чувство, о ко торомъ опъ забывалъ только ве бссЪдахъ съ „музой молодой", делившей съ нимъ его „тревоги духа", и учившей его „презирать смехъ гаера и холодъ света". Порою, однако, н муза оказывалась безенльной въ неравной борьбе съ жизненными бедствия ми и обращалась къ своему поэту се жа лобами, въ которыхъ слышится безнадеж ное отчаяше: „ Я петь не могу,—-я устала, поэтъ!... Я встречаю на каждомъ ш а г у озлоблеввыхъ, бедвыхъ, измятыхъ судь бой, пдутъ опи порознь изъ сумрака в ь мглу отъ известнаго ала къ неизвестному злу, и не ищутъ они звезды путевой, и ве пужно имъ сердце мое —факелъ мой!" Ка залось бы, что въ произведешяхъ автора известнаго стихотворешя „ В ъ альбоме К. такъ ярко, образно и сильно опредЬляющемъ общественную роль писателя, ча ще должпы были бы слышаться громше призывы къ борьбе съ отрицательными сторонами жизни и гражданств мотивы должны были бы занимать не последнее место. „Писатель, если только опъ волна, а океанъ Росстя, не можетъ быть не возмущенъ, когда возмущена егтшя. Писа тель, если только опъ есть первъ велпкаго народа, не можетъ быть не пораженъ, когда поражена свобода". Но П., кроткШ и незлобивый по натуре, никогда не обладалъ ни темпераментомъ бойца, пи проповедническими способностями строгаго моралиста. Ради превратностей борь бы со зломъ, онъ по хотсль жертвовать своимъ душевнымъ покоемь: ...„Но я пловецъ, завидя пламень, своимъ сиасеньемъ дорожу и, обходя подводный камень, отъ блеска дальше ухожу". У ж е Добролю бовъ, въ конце 50-хъ гг., характеризуя B i n на стогень исключптельнаго культа. По подобное представление о П. было бы пе полно и въ значительной ыЪрЪ непра вильно. Д ш П. поэзия пе была совер шенно замкнутой областью, резко отмеже ванной отъ раапообразныхъ интересовъ со временной жпзпи. Олимшйское спокойCTDio и любоваше поэтическими образами, создаваемыми въ ш-доетупномъ для тол пы M i p e вдохновенной фаптазш,— далеко не характерны для поэтической индиви дуальности П. Идеалъ „ чистой" поэзш, къ которому онъ тяготелъ, всегда оставал ся дли него педостпжимымъ ндеаломъ. Объемъ и содоржан1е его художествепнаго творчества столь же шпрокн и разнообраз ны, какъ н м!ръ чувстве и ощущений че ловека, реагируютцаго на каждоо более плн менее важное явлеше въ жнзнн чело века и природы. Какъ нп сложны и раз нообразны идеп и чувства, возбуждаемый этими явлетями, границы поэзш доста точно широки, чтобы вместить нхъ въ се бе и дать имъ соответствующее выражеHie. Поэзш, но м п е ш ю П., везде — и въ стремлевш къ славе, и въ любви и сочувствш къ ближнему, и въ страстной и искрен ней ввре „въ законъ любви, добра и исти ны святой"... „Пока въ тебе капятъ и замыслы и чувства, и можешь ты негодо вать; пока языкъ идей и красоты искус ства тебя способны восторгать; пока въ труде своемъ находишь ты отраду, въ друзьяхъ—свой судъ, въ любвп—награду, н не страшить тебя съ врагами честный бой, поэз1Я еще съ тобою, милый мой" („Поэз1Я"). Топко чувствующей и необык новенно восприимчивый, П. съ удивптельнымъ нодчасъ мастерствомъ улавлнвалъ б)еше пульса жизни и вь очеловечиванш явлешй природы правдивость и простоту п.юбражешя соединялъ съ колоритностью и изяществомъ рисунка даже въ подробностяхъ. Съ другой стороны, въ художесгвенномъ воспроизведен») обыденной че ловеческой жизни овъ сумелъ гармони чески сочетать элементе чистой фаитаэш съ фактами действнтельностн, которую населялъ чудными образами, зарождающи мися в е глубокнхъ тайникахъ поэтическаго вдохновения. Съ те чешемъ времен и, по м е р е того, какъ поэтъ все ближе при сматривался къ окружающей действитель ности, онъ не могъ уже остаться глухимъ къ требовашямъ своего времени, на ко торыя опъ отзывался, какъ умелъ. Закравппяся въ д у ш у сомненш в разоча рованы вывели его изъ прежняго состояап созерцательнаго покоя, который опъ находиль въ привычной сфере „волнтебныхъ сновъ, отрадпыхъ двтекихъ уповашй и (мне) заввщанпыхъ предашй отъ простодушныхъ стариковъ". И когда насту пила пора более трезваго отпошенш къ действительности, и „дыханьемъ бурь" его „светочъ быле погашенъ", П., несмотря на безотрадные выводы, къ которымъ привеко его непосредственное столкновение съ