Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Двадцатый том. Чахотка легких - V \ 651-700

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭСТЕТИКА — ЭОТЛЯНДОКАЯ Г У Б Е Р Н Ш . 609 кимъ это содержанн; прекраснаго перехо дить въ непосредственное явлеше, и какъ этимъ путемъ различные роды прекрасна го осуществляются въ действительности. Поздпъйнне, вышедшие изъ этого двилсенш изсл&Бдователи Э. сумели съ основными метафизическими идеями сочетать ценный, покоющияся на обстоятельно мъ знакомстве съ прекраснымъ воззрешя, порою обнару живающая чрезвычайно глубокое поннмаnie частностей. Къ нпыъ прежде всего принадлежитъ Фридрихъ Теодоръ Фишеръ со своей большой „Эстетикой", далее М. Каррьеръ н па1сонецъЛотце(1868),остроумпо сочетавишй ncTopiio съ критикою и изложешемъ собственныхъ возэрт>тй. Лотце ясно выразилъ основной взглядъ, что все пре красное есть символъ, т. е. для нашей фаптазш носитель или непосредственное выражеше внутренней жизнеппости и бодро сти, и что именпо на этой символике прежде всего основывается красота. По пути опыта н ипдуктнвпаго наследования птелъ сознательно Фехперъ, который симво лическому фактору Лотп^е, какь ассопдатпвпому, противопоставплъ прямой, или чувственный факторъ красоты. Будущее Э. зависитъ отъ направления, которое, отказавшись отъ всякой игры об щими понятиями, будетъ трактовать Э., какъ чисто опытпую науку. Ее будутъ строить на возможно полномъ знакомстве съ прскрасиымъ въ природе и искусстве, и при томъ въ искусстве какъ иа его первоначальяыхъ, такъ и на его самыхъ высо кнхъ стунепяхъ развития, въ его дейсгвптельныхъ или мш&.мыхъ заблулсдепщхъ столько же, сколько и въ его поистине ценныхъ лропзведентяхъ. Будутъ спускать ся, при изыскании, до его конечпыхъ элемептовъ, не пренебрегая одиако и темъ, что на первый взглядъ кажется совер шенно пеапачительнымъ. Будутъ сравни вать его простыя и сложпыя формы, г д е бы оне ни встречались, съ целью по знать законы ихъ действия. Матерьялъ и техника, цели п характеры даипой эпохи должны быть изучаемы, чтобы нонятъ ихъ апачение для произведепш искусства. Не должпо также отсутствовать знание виешнихъ условий развития искусства, чтобы выделить впутрепшо или чисто эстетическ!е двигатели. Только этимъ путемъ мол^еть Э. достичь понимания прекраснаго н зпаииш его закопомериости. Ц на это дол жна быть направлена ея цель. Человеисъ отражаете въ вещахъ, къ чему даютъ поводъ формы вещей, самого себя или& чер ты своего внутрснняго я, и опять нахо дить ихъ въ нихъ; опъ отражаете эти чер ты не только, какъ o n e есть, но усиливаете, углубляетъ, возвышаете ихъ; онъ нахо дить въ вещахъ и ихъ формахъ не только свое реальное, но и свое идеальное я, исакъ представляетъ его себе, ИЛИ какъ мечта ете о немъ въ часы повышеннаго въ исакомъ пнбудь направлеиии самосозпашл; чрезъ это онъ обращаетъ вещи въ нечто родственное себе, понятпое пе только его духу, но и его чувству; онъ внутренне сли вается съ ннмп въ одпо целое, живетъ въ ипхъ, симииатнзируетъ вместе съ ними; и, смотря по роду своихъ симпатий, опъ на зываете вещи преисрасными, возвышенны ми, милыми. Мы антропоморфируеме или очеловечиваеме весь M i p e ; мы одаряеме пе только человечесисое тело, которое видимъ нредъ собою, но и все объекты оргапическаго н неоргапическаго M i p a , вплоть до самой простейшей лиши, силою, стремлен1емъ, жизнью; все представляемъ себе действеппымъ и страдающимъ. Однако, въ паучномъ отношении несомненно, что пси хологическое происхождение всехъ этнхъ понятШ следуетъ искать единственно въ пашемъ чувстве силы и жнзни, въ чув стве стремлешя или напряжения воли, въ пашемъ чувстве деятельности и чувстве страдания; все, что обозначается ЭТИМИ сло вами, мы находпмъ непосредственно въ пасъ сампхъ и только думаеме, что можеме найти пхе и в е окружающеме мире, поскольку, по апалопи съ собой, пред ставляемъ наши чувства существующими также и вне насъ. Насколько силепе инстипктъ этогт) эстетпческаго понимания объектнвпаго M i p a , отъ котораго мы ни когда не можемъ вполне освободиться, свидетельствуете всюду цашъ обыкновен ный языкъ, и даже научное словоупотреблеше не освобождаете насъ отъ упомянутаго инстинкта. „Человеке никогда ве подозреваете, насколько онъ антропоморфичепъ" (Гёте). Предметомъ эстетическаго пасдаждешя псиоду является въ конце кон_довъ человекъ и нястроеше, въ которое погружаете пасъ ширь моря или музыка, образуетъ комплексъ всякаго рода вредставлешй, который намъ никогда вполне не удается разложить на его элементы; и то, что „говорить" намх радостнаго или печалънаго каждый простой звуке, простая краска, простая линия, мы мо жемъ обозначить лишь самыми общими словами СИЛЬПЫЙ, суровый, веселый, глу боки?, легкий, свободный и т. п. Но и здесь мы легко убеикдаемся, что эти выражешя содержать ве себе нечто, идущее дальше простого ощущения; они были бы совер шенно лпшены смысла, если бы в е этихе простыхе ощущешяхъ, какь бы неопреде ленны и общи они ни были, не содержа¬ лось нечто такое, что принадлежитъ па шей фаптазш и что въ конце концовъ чув ствуется вами исключительно, какъ содер ж и т е нашей личности, еслибъ это содер ж и т е не находило въ насъ отклика какъ бы изъ очень глубокой дали. Даже самыя простыя ощущешя, такъ сказать, говорить языиюмъ, исоторый можете быть приравниваемъ къ языку слове, И иа этомъ язьпее покоится ихъ эстетическШ иптересъ. За дачей Э. является показать это въ отдельныхъ случаяхъ и сделать несомпеннымъ. Эстллндская губернт^ ЭстлянД » (унемц. Estlauid, у эстопцевъ Eesti-Ma, 1 Я