Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Двадцатый том. Чахотка легких - V \ 251-300

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
266 Шкллцнгь. содержащееся въ прсдЬлахъ самого разу въ енлу вечно деятельной ритмической ма (имманентное, рацюнальиое начало), но игры прогивополол&ныхъ духовныхъ силъ нторомъ периоде (философия — положитель и въ свою очередь нродолжасгъ п&щйвйтьная наука) оно стоитъ уже выше разума сЯ далее, такъ и природа ие есть косное (трансцендентное начало), п его с л е д е г а я быпе, напротив ь. беспрерывная жизиь, ибо, позиаются „свободно" (т. е. независимо отъ въ силу ритмической игры иротнвоиоложжедашя шш нежелавда) ft, следовательно, пыхъ естественных!, енлъ. одной безраз только чрезъ „оныть" (истории н откроне- л и ч н о положительной (дающей матерьнды cie). Прннциномъ философ!н въ первом&!, I и другой беграннчно отрицательной (сози нершде, применительно къ фихтевскому дающей форму), возникаете каждый отдел ьнаукословпо, является творческое „ л " , какъ | иый продукте природы и въ свою очередь единственное реальное начало, чрезъ не нридолжаетъ развиваться далее. В е качеустанную творческую и опять разруши ; стве самыхъ нервоначальиыхъ силе ирнтельную деятельность котораго возпнкаеть j роды действу ютъ безкоиечное раепшреше совокупность знашя; отсюда система Ш. i и безкоиечное сжат-ie, изъ взанмпаго наявляется и д е а л и з м о м ъ . Но въ то вре | пряжешя которыхъ возникаете материя мя, какь Фпхте ионнмалъ „я исключи (какъ первый продукте принципа п р и р о тельно въ ч е л о в е ч е с к о м ъ Щ. ды). Оба они сравниваются Ш. съ анало разумелъ его съ самаго начала въ смысле гичной созиателышй деятельностью (безвсеобщеыъ, илн абеолютномъ;безсознате.ль- предметнаго) щ Ьи1я и (определении го) но (вт. форме природы) творческая д е я ощущешя, изъ взан.миаго иапрнжеиш ко тельность этого „ я " образуете р е а л ь н ы й торыхъ возннкаетъ иервый продукте духа, шр&ь природы, а сознательно (въ форме созерцаше. Какъ нзъ этого иослединш духа) творческая деятельность — и д е а л ь путемъ дальнейшей деятельности духа ный Mipi, духа, но оба они, идеальный и ИСХОДИТЬ все высипс продукты сознатель реальный шръ, въ корне своемъ тожде ной жнзин ( u o i i n r i c , суждеиш, умозаключественны, какъ „стороны" того же самаго nie) въ качестве скрытыхъ возможостей (абсодютнаго) „я" . Дедукщя всего был я соэерцашя, такъ путемъ дальнейшей дея природы ( n a t u r a n a t u r a t a ) пзъ абеолютна- тельности природы возинкаюгь все ея го, какъ без сознательно творческаго реаль- высипе продукты, неорганически"! естествен наго начала ( n a t u r a uaturans), составляет!) ный процеесъ, органическая жизнь и сопредметъ натурфилософ!!! (1797—99), тог знашс, въ качестве скрытых в возможно формы его филоеофш, благодаря которой стей матерш, составляющей реальную жизиь ипъ, какъ похвалялся, „открыдъ новую уштерсальнаго пли абсолютисте „ я " (м!ространицу въ иеторш филоеофш . Дедукщя вого „ я " ) . Завершеше матерш на высшей всего духовиаго содержашя созпашя въ ступени нри роды, въ человеке, образуотъ трехъ следующнхъ одна за другой сфе- пробудившееся еозпаше, когда дотоле бозрахъ искусства, релшлп и фядосо$1и (на созиательпый, но целесообразно дейогноуки) изъ абсолютнаго, какъ (после про- Baituiiu духъ природы, яровая душа, какъ бул;дешя созпашя) творческаго пдеальнаго бы открываеть глаза п д е л а е т е самого начала, составляетъ фнлосо&йю духа, пли себя, единственное реальное, объектомъ си стемы т р ан сц е н д с и т ал ь п а г о иде своего еозерцашя. Вместе с ь -чтимл» си а л и з м а (1800). Заимствованное у Спино стороны (въ качестве человека во вселен зы и Вру/йо у ч е т е о тождестве обеихъ ной) созерцающаго самого себя абсолюта сферь, реальной и идеальной, составляю начинается новый, аналогичный цроцессу щих-], только различный точки щуЬшя на прпродЫ; въ которомъ абсолють лостеценодинъ и тотъ же едииый абсолюгь, обра ео возвышается до самаго еовершеннаго зуете содержаше такъ иаз. ф и л о с о ф ы ! продукта природы (до человека), духов т о ж е с т в а , которую Щ. первоначально раз- ный процеесъ, въ которомъ воплощенный вивалъ въ издаваемомъ вместе сь Гсгс- въ человеке, следовательно, самъ ставши! лемъ журнале „ZdtscbrKt (иг speculative частью природы абсолють возвышается до P h y s i k * (1801), а яатьмъ, приеоединнвъ къ созпашя себя, какъ абсолюта (своей соб вей еще учеше Платона объ ндеяхъ, въ ственной безконечиости и свободы). Какъ ;палогь „Вгиио" н Vorlesun^eo iiber die ходъ перваго процесса составляетъ иеторш Metbodc des altademischeu S m d i u m s " (1802). природы, ставовлеше человека, такъ течё Пзъ этихъ сочинешй натурфилософ!;! по т е послЬдняго процесса образуеть вселучила наиболее широкое расиространеше, M i p n y i o историю, етаиовлеше Бога, въ кон хотя окапанное ею влипие на естсствозпа- це котораго, какъ выражался тогда 1U. Hie и даже на медицину не можете был. (1S02), „ Б о г ь становится бытасме . Фазы названо особенно благотворными. Ея ав пос-гвдняго (подобно стунепямъ ироцесса торъ, объясняя природу какъ „безеозна- природы: неоргаиической, органической и тельно" (въ форме природы) творчески! человеческой) протскаютъ такимъ обра духъ, следовательно, деятельность приро зомъ, что абсолют!, первоначально (объ ды, какъ „безеознательную" деятельность ективно) созерцается подъ формой види духа, освёщалъ мракь созидающей при мой природы (реально, видимые боги, язы роды факсломъ фихтевскаго u a y K o c a o u i u . чество), затЪмъ (субъективно) чувствуется Какь замше не есть нечто мертвое, па про подъ формой невндимаго духа (идеально: тнвъ, всякЕй иродуктъ йпашя возпнкаеть невидимый Bore; хриспапство), и. вакол 1 3 M -