Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Четвертый том. Бугурусланский уезд - Византийское право \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
8 БУДДА. было С и д д а р т а Г а у т а м а . Кроме э п и тетовъ и напмеповашй общихъ ему съ его легендарными предшественниками, каковы: Сакьяспмха, Сакьямунп. Сакьяпупгава, Сакья, Судходани, Адигхябапдху (въ про тивоположность Кртппабапдху, т. е. Мара), Сурчавамса, Сарвартнасидда, Ангираса,— придаются особеиныя, ирипадлежащ- толь ко ему. Когда жепа Судходаны оказалась беременной, мудрецы предрекли, что будупдй ребепокъ сделается пли всешрнымъ моиархомъ или Б. Рождеше ребенка сопровождалось колебаниемъ земли и дру гими чудесными знамешями. Въ одинъ депъ съ нимъ родилась на св&Втъ Ясодхара, будущая жепа новорожденного, чудесный конь Коитака и любимый ученикъ Б., Анапда. Северные источники говорить, что въ то же время родились 4 царя, игравшихъ впосл&Бдствш видную роль въ жизни Б., Бимбисара, Празенаджити, Праддота и Удаяпа. Отецъ Сиддарты спрашивалъ, что можетъ заставить принца отречься отъ Mipa? Предвтзщатели сказали, что после того, какъ Сиддарта увидитъ старика, больного, трупъ умершаго и потомъ мо наха, въ мысляхъ нриица произойдетъ переворотъ п онъ отречется отъ Mipa. Отецъ, раджа, члень касты кшаттяевъ, надеясь и желая, чтобы изъ сына вышелъ веем1рный мопархъ, а не пропоивдникъ, ПрИНЯЛЪ БС&Б М&ЬрЫ, ЧТОбы ПрИНЦЪ Не ИМ&ВЛЪ возможности вид&Ьть э т и х ъ роковыхъ ЗрТ)- лнщъ, окружилъ его молодежью, женщи нами, доставлялъ ему всевозможный удовольств1я, тщательно удаляя все грустпое, пепрдятпое изъ обстановки, окружающей его сына, и 16 л. жепшгъ его на Ясодхаръ, дочери своего родственника Сунрабудды. Въ детстве и юности, однако-же, были слу чаи, указывавнпе на необыкновенное на значение Сидхарты: оставлеппый нянькой въ л е с у , опъ свлъ, скрестивь ноги, и пре дался созерцанью, и тень дерева, подъ которымъ онъ сиделъ, все время стояла не подвижно надъ нимъ; своего учителя Вищвамитру онъ приводилъ въ изумленхе своимъ разумомъ. Ведя изнеженную экизнь, онъ превосходилъ своихъ сверстниковъ, закаленныхъ въ воивскихъ упражнешяхъ, обпаружнвалъ сверхчеловеческую силу. Несмотря па в с е старашя Судохданы, сынъ его, во время одного изъ вьгЬздовъ въ городъ, виделъ ста,рика, потомъ боль ного, мертвеца и отшельника. Эти четыре встречи, одна за другой, заставили его за думаться о тщетв жизни и о страдашяхъ, сопряженныхъ съ пею, въ у м е его произошелъ полный переворотъ, онъ решшгь искать пути избавления отъ страданШ и ночью тайно, съ одпимъ конгохомъ Чай ной, па своемъ дивпомъ копе Коитаке уда лился изъ дому. На пути врагь-богъ Ма ра соблазняпъ Гаутаму-Сидхарту отка заться отъ искапш просветленхя, обещая сделать его всем1рнымъ владыкой. Будущш Б. н е виялъ соблазну. Дойдя до известпаго места, онъ остановился, обрезавъ себе волосы мечомъ, оделся въ монаше ское платье и отослалъ наэадъ коптоха и своего коня Коитаку. Конь не перевесь разлуки, умеръ съ тоски н возродился Тушита. Оставшись однпъ, Гаутама пробылъ целый день в ъ л е с у , затемъ направился къ городу Махаде, г д е его у в и д е л ь царь Бимбпсара и, пораженный величественньшъ видомъ нищенствующаго ыопаха, пригласилъ его къ с е б е , разспросилъ о немъ и проникся къ нему глубокимъ почтетеыъ, нросилъ его остаться у него въ качестве проповедника, но Гаутама отка зался. Опъ ушелъ учиться браманской мудрости у мудреца Алора, потомъ Ударики, но, ностигнувъ ихъ у ч е т е , онъ не нашелъ въ немъ решения вопроса, какъ избавить отъ етрадашй одушевлеппыя су щества, и ушелъ въ л е с ъ къ аскетамъ, жившимъ впятеромь. Опъ скоро npio6рълъ большое уважеш&е среди отшелъпиковъ; но мучившие его вопросы все не на ходили разрешения. Онъ предался подвнгамъ аскетизма, изнуретя плоти и довелъ себя до полнаго иетощешя; по и этимъ путемъ не получилъ должной раз гадки и решилъ, что этимъ путемъ нельзя дойти до истины. Д в е есть крайности — говорилъ онъ своимъ учепикамъ — влече т е къ удовольств1ямь и чувственности, это путь, недостойный ищущаго истины, — и самоистязагае, умерщвлеше плоти, — путь безплодный, такъ какъ и здесь опять-таки все внимайте подвижника сосредоточивается иа немъ самомъ, а не па предмете иска ния истины. Этотъ аргумеитъ противъ крайняго аскетизма встречается и поныне у совремеппыхъ релппозпыхъ мыслителей и проповедниковъ Ипдш. Отказавшись отъ самоумер щвлев1я, опъ потерялъ уважеше отшельпиковъ, какъ не выдержавший искуса. Гаутама ушелъ въ л е с ъ и тамъ, подъ громадиымъ деревомъ, сВлъ и пре дался размышлению. Врагъ Мара прнступплъ къ нему, искушая его, онъ пытался испугать Гаутаму, заставляя обруши ваться на него утесы, соблазняя чув ственными видепшми и ваконецъ потребовалъ, чтобы Гаутама уетупиль ему свое место. Это пе твое место, ты не жертвовалъ своей жизнью для благоодушевлепныхъ существъ, ответилъ Гаутама. Мара обратился къ своимъ спутникамъ и приказалъ имъ засвидетельствовать его за слуги. Свита съ ревомъ и крикомъ вы хвалила подвиги Мары. Кого ты поста вишь свидетелемъ за себя? воскликнулъ Мара. Б. опустилъ правую руку внизъ, призывая въ свидетели землю. Земля от ветила страшпымъ грохотомъ, и Мара ушелъ со Срамомъ. Победпвъ пскусптеля и разрешнвъ впутреншя сомпешя въ самомъ себе, Гаутама достигъ окопчательнаго просветлешя, сталь Б.; но открывъ четыре благородпыя истины о страдании, причинахъ страдашя, прекращении страдатя и средствахъ к ъ прекращению страдашя, опъ впалъ въ раздумье, какъ внушить