Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Седьмой том. Глаз - Гюго \ 751-800

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
742 ГУНО. что лприка Г. въ наше время для строгаго музыкальн. чувства уже утратила свою свежесть, такъ какъ отражеше ея не труд но подметить во всехе лирическнхъ (бо лъе всего фрапцузскпхе) совремеппыхъ операхъ. Г., популярпейшйй оперный композиторъ нашего времени, былъ счастливее въ этомъ смысле мпогихъ свопхъ предшественниковъ, что опять таки объясняется силою обаяния его творчества. Какъ извъстпо, не одипъ „Фаустъ" пользуется огромпой популярностью на опершыхъ сценахъ всего M i p a ; мпогйя последующая его спеническпя произведепш въ свою очередь достигли об щей европ, известности; таковы: „Ромео и Юлйя", „Филемоне и Бавкида", „MireilIe" и др. Т е м ъ пе менее, не вся музыкальная критика Европы пришла одновременно къ едиподушному признанно значения его творческ. таланта; какъ и следовало ожидать, въ этомъ случае „Фаустъ" встрвтилъ къ себе враждебное отношеше со стороны тШг цевъ, которые пе могли долго примириться съ дерзостью франц. композитора, осмелившагося посягнуть па музыкальное третировапье безсмергпой трагедш Гёте. Такъ папр. одппмъ изъ сильпейшихъ противниковъ Г. былъ известный нем. музыкаль ный критикъ А. Налертъ, смотревший на музыкальнаго „Фауста" лишь въ смысле дерзкаго посягательства автора на Гёте. Г. первоначальное музыкальное образо ваше получилъ подъ руководствомъ своей матери, вполне законченной пианистки. Поступивъ въ консерваторию, онъ занимался съ 1836—38 по контрапункту у Галеви, а по практическиме сочннеШяме — у Паэра и Лесиоёра. 1837 былъ удостоепъ ва свои композиторский работы второй, а 1839 пер вой Римской премии за своио кантату „Регn a n d " . Въ течение своего дальнейш. трехълетпяго пребывания въ Риме тщательно изучалъ стиль Палестрииы, 1841 написалъ для церкви Людовика оркестровую мессу, а и 842 исполпенъ былъ въ В е н е его „Веquiem". По возвращении въ Парижъ, при нялъ место органиста и капельмейстера прп одной изъ церквей; въ то же время слушалъ богословспоя легаити въ семина рйя, подготовляясь къ духовному сапу. Од пако, въ силу своего музыкальнаго приз вания, изменишь это решение, такъ какъ влйявйе Шумана и Берлйоза, съ произведенйями которыхъ онъ близко ознакомился въ Гермашп, стало оказывать решитель ное действйе на его музыкально-творческое воображенйе; обстоятельство это заставило его посвятить свои композиторские труды не церкви, но театру, т е м ъ не менее пер вую серьезную оценку творчества Г. вы знало нмеппо его произведение духовной музыки: это была его „ M e S 8 e solenelle", отрывки изъ которой исполнены были въ январе 18М въ Лондоне, въ концерте H u l lahs и высокое музыкальное значеше ко торыхъ признано было всею местною кри тикою. Въ томъ же году выступилъ, какъ оперный композиторъ, nacueneOrande Ope r a со своей первой оперой „Sapho", кото рая, вследствйе не достаточна го знакомства его съ сценическими требованиями, особеннаго успеха не имела, также каке и дру гая онера „La noiinesangnante", поставлен ная 1854. Посредственный у с п е х е его первыхе сценическихе произведешй выяснпле автору его собственные недостатки, далъ онытъ и развплъ творческий силы; вместе сьтемъ, онъ сталъ все более и более убеж даться въ своемъ призвании къ музыкаль ной драме. Около того же времени 1852 былъ назпач. директоромъ Орфеона (муж ского хорового певческаго собранйя и пев ческой школы); в е этой; должности про былъ въ течение восьми летъ. Для этого общества иаписалъ две мессы и несколь ко хоровъ, а таисже испыталъ свои силы въ области чисто инструментальной музы ки, сочинивъ две симфонии: но главн. его деятельность всетаки сосредоточивалась въ оперпо-композиторской сфере. Ено попыт ка написать комическую оперу не увенча лась успехомъ, такъ какъ опера этого рода „Бе medicin m a r g r e I n i " , поставленпая въ Англии 1858, покавала,что по направлению творчества, овъ пе прпзвавъ къ названной области Наконецъ, 19 марта 1859 г. по является на сцепе „Ппёагге l y r i q u e " зна менитый „фаустъ", кульмипациопи. пупктъ высшаго развития его творчества. Слава этой оперы была признана даже многими представителями вралсдебной всему фран цузскому немецкой критики; самъ герман ский музыкальный кумире Рихарде Вагиеръ прннесъ дань автору „Фауста", вставивъ въ одигу нзъ сценъ своей оперы „ЫейstersiHHger" музыкальное явление, аналогич ное по характеру со сценой у церквп въ „Фаусте". Эта опера со времени своего появления во Франции сделалась необходпмыме элементоме въ репертуаре всего мйра; ип въ одпой изъ его последующи!хт> оперъ, число которыхъ довольно велико, творческий талантъ Г. не достиггаетъ обая шя „Фауста". Д а л е е идутъ следующий оперы: „Филе моне и Бавкида", большая онера,—1860; „Ба reine de Saba" (дававшаяся въ Лон доне подъ назв. „1гёпе"); „МйгеШе", по ставленная въ Theatre l y r i q u e 1864: „La colombe" комическая опера, — сперва въ Баденъ-Бадене, а потомъ въ Лондоне (подъ пазвапиемъ „Pet dove"). Затеме появилась вторая, по силе творчества Г-, опера „Ромео и Юлия", безспорно стоящая выше всехе толысо что перечисленныхе, но въ значительной степени отражающая вь се бе характеръ, стиль и колорите „Фауста" и во всякомъ случае но музыкадьпымъ достоннствамь уступающая ей. Опера „Ро мео", поставлепная въ Theatre lyrique 1867, выевала, впрочемъ, среди фрапц. музы кальной нерптшеп не меньший, если пе боль ший энтузиазме, ч е м е „Фаусте". Далее следуютъ опять более слабыя оперп. париэведешя; „CingaH&s" легкая опера—1877;