Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Восьмнадцатый том. Статистика - Ундозеро \ 101-150

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
из цш (городские судьи, земские начальники, мировые судьи, уездные члены окружного суда). Судебный начаты являются отчасти судомъ аппелляцщниымъ, отчасти судомъ первой инстанции. Онъ разделяются на департаменты; со г л а в * каждаго стоптъ председатель. И з ъ председателей депар таментов* одипъ является старшимъ н пред с е д ательствуегь въ общихъ собранияхъ палаты; ему принадлежите право ближай шего падзора з а деятельностью всего учреж дения. Для суждения д е л ъ въ качестве суда первой инстанции коронный элементъ палаты усиливается п р и в л е ч е т е м ъ судеб ныхъ представителей. Окружные суды со стоять изъ председателя, товарищей его, стоящих!) во г л а в е отделений окружного суда, и члеповъ. Для р е ш е т я важней ш и х * уголовныхе д е л е при окружномъ суде учреждается особая коллегия присяж н ы х * заседателей. Наряду с ъ этой системой действуют* особые суды для отдельныхъ классовъ на селешя, каковы волостные и т м и н н ы е с у д ы . Кром* того существует* в е р х о в н ы й у г о л о в н ы й с у д ъ (см.) и разнообраз ный коллепи в * составе сената. См. Morun, „De la discipline des Cours et tribunaux, des barreaux et des corporations dofficiers public" (1868). С у д о х о д с т в о , способы передвижепйя по в о д е : по р е к а м * , каналам*, вдоль мор ского берега п в ъ открытомъ мор*. На чало С. следуете искать в * доисторическихе времепахъ, когда люди старались победить море, плавая въ выдолбленном* ствол* дерева или на плотах*. Довольно развитое С. мы в и д и м * уже у егнитянъ, которые предпринимали мореюя путеше ствия еще рапве, нежели на берегу Средиземнаго моря поселились фншпсияпе. Посл*дше вьиработалп особенный т и п * су довъ, они первые р е ш и л и с ь выйдти в * отиерытое море, ДОСТИГЛИ берегов* Апглш, можетъ быть далее Балтайскаго моря. На югъ они ходили к ъ Офиру, з а т е м * , веро ятно, выйдя через* Красное море объеха ли кругомъ всю Африку и вернулись че резъ Столпы Геркулесовы къ берегамъ Египта. Основанный финикйяпами Кареагенъ в ъ течение нескольких* столетий оста вался значительнейшей морской держа вой. Гречесисое мореходство было мало развито во времена Гомера, но уже прп бемистокл* Аеины были цв*тущимъ морскимъ государством*, и м е в ш и м * силь ный флотъ.. Поел* похода Александра В. в ъ Нидив ежегодно отправлялось 200 кораблей. Римляне не были искуссными мореходами; однако они выработалии мор ские законы и учредили морское страхова ние для поддержки и развития перевозки зерна изъ Снцилш и с*в. Африки. Въ пер вые в * к а по Р. Хр. самыми исисуспыми мореходами были норманны. Википги отъ береговъ Англии, Норвегш и Даши достиг ли Исландии, Гренландии, С*в. Америки и нашли даже путь к ъ Средиземпому моБольшая ЭышклопедК;, т. XVDJ. рю. И х * быстрый и см*лыя путешествия показывают* значительную опытность в * мореходстве. Важную эпоху в е развитии С. составило и з о б р е т е т е компаса в ъ XIV в. и морских* каргь, которыя употреблялись испанцами уже с ъ 1286. Генуэзцы и вепещаицы плавали до Гепта и Антверпена; в ъ Германии же процветалъ Гапза. Исход ным* пунистомъ в а ж н е й ш и х * предприятий, способствовавших* развитию С , были по пытки отыскать прямой путь въ Индию. Пор тугальский принцъ Гепрнхъ Мореплаизатель былъ первым* инициатором* т а к и х * морскихъ путешествш, которыя въ XV в. совер шили наетояицДй переворот* въ мореплав. Под* руководством* принца Генриха была открыта 1418 Мадейра, 1441 пиргугальскйе мореходцы открыли мысъ Влапко, з а т е м * они же открыли о—ва Зеленаго Мыса, а 1471 перешли экватор* и положили осно вание торговьихъ поселений па берегах* Гвинеи. 1486 Вареоломсй Диасъ открыл* Мысе Доброй Надежды, а десять л е т е спустя Васко де Гама н а ш е л е путь въ Ипдно. Попытки Колумба отыскать з а п а д н ы й путь к ъ Индш привели 1492 к ъ о т к р ы т о Америки. Португальцы первые признали необходимость удалиться въ плавании отъ береговъ и по звездами, находить свой путь в * мор*. Король IoaiiH* П составилъ 1482 в ъ Лиссабон* комиссию для вычисле ния таблпц* солвечнаго наклона и для со оружения астралябш, которой можно было бы пользоваться в * плавании. Комиссия научила также мореплавателей направлять свой путь по высот* солнца. К ъ этому же времени относятся и первыя усовершен ствовали въ способахъ управления и ма неврирования кораблей. Развитию С. спо собствовали тоже морскйн исарты Меркатора и введение методовъ Педро Нуньеса и Гем ма Фришуса определения широты и дол готы. В * то время Лиссабон* а Амстер д а м * были центрами всемирнаго С. С* XV в. н а д ъ всеми нациями на м о р * стали первенствовать голлаплцы. Они особенно старались утвердиться в ъ Индии и основа ли Остъ-пиздо-голландскую торговую ком панию. Въ н а ч а л * X V I I в. они были пер венствующей морской державой на всем* земвомъ шар*. Между т*мъ развилось мореходство и с ъ Англии. Генрихе V I I I заботился объ обучении лоцмавовъ н штурмаповъ, урегулировал* освещение бере говъ, строилъ гавани и верфи. Во Францш Кольбер* основалъ нервыя навигащонпыя школы, астроном* Кассини своими трудами много способствовалъ р а з в и т о С , а Делиль составилъ отличный морскйн карты. Но Англия ио С. все-таки оставалась выше Франции; этому способствовали заботы Ели заветы, зат*мъ кругосв*тныя плиаванш Дрека и Кевепдпша, навигационные аисты Кромвеля В работы Ньютона. 1731 Гадлей изобрел* сеисстантъ и в ъ то же время для определения долготы введены былии хроно метр* и лупиыя таблицы. Уже с ъ 1618 выдавались патенты па изобретения меха8