Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Восьмой том. Гюгс - Духовенство \ 601-650

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
614 ДиКТРИЫЁРЪ ДоКУЧАЕВЪ. ютъ образъ действйй, исходящий пзъ нредвзятаго мнения и теории, уклоняющийся или противоречащий действительной по треб и ости. Д о н т р ы и с р ъ ( D o c t r i n a i r e ) , собственно должно обозначать человека, обосновывагощаго свои взгляды на научныхъ принцииахъ, въ частности же человека, лишеннаго практическаго чутья жизни! и стремящагося во что бы то пи стало проводить до конца все выводы изъ принятой теорш. Специально въ политич. исторш Европы терминомъ этимъ обозначается фракция, принадлежавшая къ парламентской оппо зиции во Францш, образовавшаяся во вре мена реставрации. Название это было при думано цри дворе и принято членами пар тии, которая ставила своею задачею выте снить изъ политич. жизни нроизволъ и подчинить ее научно построенному учевйю о государстве.- Указываемая группа выро сла изъ салона герцога де Брольи (Broglie) и была первоначально представлена въ палате Р о й э - К о л л а р о м ъ (см.), а в ъ прессе Г и з о (см.). Докудьтурный бытъ (соШол.), общественное состоя H i e , совершенно не зпающее к у л ь т у р ы (см.). Наука не зпаетъ человеческихъ общежитий этого ти па и для ихъ изучения надо обратиться къ общежитйямъ дочеловеческимъ, пре имущественно исъ общежитйямъ травоядпыхъ и обезьянъ, частью къ времепнымъ общежитйямъ птицъ и грызуновъ (при миграцшхъ). Ихъ отличительный признакъ, отсутствйе культуры, влечетъ за собою и друг1е важпыя особенности, отличаюпцйя эти общежития отъ общежитий всехъ дру гихъ типовъ. Культура, выражаясь во в л а с т и (политическая культура), 3 n a E i n (духовная культура) и б о г а т с т в е (акопом. культ.), даруетъ обладателямъ этихъ культурныхъ преимуществь превосходство и преимущество падъ другими членами общежития. ОтсутстBiБ культуры не допускаетъ появления такихъ преимуществе и неравенство между членами обусловливает ся исключительно природными органиче ски-наследственными качествами (силою, быстротою, при&лекательностыо самкамъ, сообразительностью и пр.). Въ качестве естествен ныхъ вождей выделяются именно такня более одаренныя особи. Главная за дача докультурныхъ общежитий во взаим ной оборонв и въ обороне подростающаго поколения. Поэтому чувства солидарности и альтруизма необходимы такимъ обще житйямъ и въ нихъ развиваются подъ влйянйемъ постояннаго упражпенйя и веледc i b i e подбора т е х ъ общежитйй, въ кото рыхъ эти чувства наиболее развиты. Половыя сношения регулируются тоже при родными преимуществами, битвами между самцами или выборомъ самокъ. Они не фиксируются и не превращаются въ по стоянные брачные союзы, какъ то видимъ У другихъ животныхъ, не живущихъ боль шими общежитями, преимущественно у птицъ. Поэтому и попечение о потомстве и его охрана лежитъ на матерн и всемъ общежитии (стадо, стая), исотОрое, въ слу ч а е опасности, детей сгоняетъ въ середи ну, окружая ихъ кольцомъ защитниковъ. Общее равенство, колеблемое лишь есте ственными преимуществами б о л е е одареппыхъ особей; развитие чувствъ солндарпости й альтруизма; отсутствие постолпныхъ половыхъ союзовъ; забота всего общежиггня о подростающемъ поколенш, таковы отличительпыя особенности Д. б., какъ оне намъ представляются и на основапш на блюдений надъ общежппями травоядныхъ и обезьянъ, и на основанш соображешй теоретическаго хараистера, выведенпыхъ изъ данныхъ о задачахъ такихъ Д . обще житий и средствахъ къ ихъ выполнению. Выше сказано, что науке пе удалось на блюдать человечесисихъ общелситгй этого типа, но то обстоятельство, что именно въ классе млекопитающихъ, при томъ у ближайшихъ человеку отрядовъ. наблюдается этотъ типъ обицежитйй; что низшйя фазы дикаго состояния въ пеисоторыхъ существенвьгхъ чертахъ напомитнаютъ этотъ типъ; и что въ обычаяхъ дикарей замеча ются пережитки, свидетельствующие и о другнхъ существенныхъ чертахъ, можпо съ большою вероятностью полагать, что древнейннеио формоио человеческаго общежит!я былъ имеппо Д. б., если не припимать появлсшя культуры именно при:такомъ перехода дочелов&Ьчесисой обществен ности въ человеческую. Дожсумеипсхм (исторические), см. иеточников7ъдгоп1е. Д о х г у ч а е в ъ , В а с . В а с и л ь е в . , проф. минер, спб. унив.. основатель современнаго русскаго почвоведения. Род. 1846, окон чилъ курсъ физико-матем. фаисульт. сииб. унив., г д е оставленъ 1870 хранит, геол. ка бинета, затемъ доцентомъ и проф. минер.; по вся научная деятельность Д., въ кото рой опъ занялъ одно изъ крупныхъ месть, принадлежитъ не минер., а изеледоваппо новейшихъ поверхностныхъ образованйй на площади Европ. Poccin, въ особенности же ея почвъ. Въ этомъ послЪднемъ отно шении Д. принадлежать созданйе совер шенно новаго метода естеств о историч. на следования почвъ, новой естествоист. си стемы и повой школы почвоведовъ, господствующихъ въ пастояицее время въ нашемъ отечестве, съ поразительнымъ успехомъ подвинувшихъ впередъ изеледоваше и систематизацйю всего разнообразия нашихъ почвъ. Первоначальный работы Д. сосре доточивались на изеледованйи способовъ образования и строения речныхъ долшгь ервдней, преимущественно лее сев.-зап. Россйи. Монографйя, появившаяся 1878 въ „Трудахъ Спб Общ. Естеств.", доставила Д. степепь магистра геологии. Съ 1877 но 1881, Д. соверинаетъ многочисленный поездки по всей России по поручение Спб. Вольн. Экон. Общ. для задуманпаго крупнаго изспедованйя чернозема, плодомъ кс-