Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Восьмой том. Гюгс - Духовенство \ 551-600

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
562 Ширила русла порожистой части—различ на (колеблется оть 180—450 саж.). Въ разстоянш одной версты отъ поел, порога находятся Пурисовы о—ва; проходъ между ними и прав. бер. засорепъ камня ми, кот. ниже встречаются значит, реже; отъ Map кусов а о—ва фарватеръ глубокъ и часть, русло постоянно съуживается, бер. высоки и круты, а у камней „Разбойппки" (8 в. оть Внльнаго порога) р круто пово рачиваете вправо, причемъ лъв. бер. ста новится совершенно отвъепымъ. Проходъ въ этомъ повороте, назыв. „Школа*&, очепь опасепъ; отсюда до Александровски камен. засорешй больше нетъ, но бер. съ ужива ются, "глубина увеличивается и у колопш Кичкасъ достигаетъ 133 фут. при ширине русла 86 сале, здесь река течете въ ьрандшзной расщелине съ отвесными берега ми, возвышающимися до 30 сале. Отъ Кич касъ до Александровски Д припимаетъ ха рактеръ допорожистой верхней части. Въ поролшетой части проходить 2 фар ватера: естественный, пазывающШся Стар ы м ъ или К а з а ц к и м ъ х о д о м ъ, и искус ственный, носящдй назваше Н о в а г о х о д а ; первый былъ открыть запорожскими каза ками, спускавшимися въ ладьяхъ къ Чер ному морю; проходить преимущественно у праваго бер.; глубина его мелсду порогами и заборами колеблется отъ 1—2 и более саж., въ порогахъ лес и заборахъ — незна чительна (З /2 ф.); естественный фарватеръ могъ бы служить для сплава судовъ и пло товъ впродоллсенш всей навигацш, по гл. пренятств1емъ этому является большое чи сло подводныхъ камней, кот., засоряя его, при малой воде, деляютъ двшкеше по немъ невозмолшымъ. Искусственный фарватеръ проходить по капа ламъ, сооружен нымъ подъ л е в ы м ъ бер.; углублеше р. (до 3*-/2 Ф-) по Новому ходу везде менее, ч е м е на староме казацкомъ, шир. также недоста точна (10 сале, вместо 15) и лоцмана предпочитаютъ этотъ п о с л е д т й , избегая пла ванья по каналамъ. Выло много проектовъ у л у ч ш е т я порожистой части Д. для сплавного и взводнаго судоходства; для устройства поел, неоднократно предлагал ся способъ шлюзовашя, а также и про в е д е т е обводнаго канала, въ обходъ поро говъ; 1887 сделано распорялсеше о соста влены!, на основапш изыскашй въ поро лшетой части Д., подробпаго проекта улуч шенья сплавного судоходства въ порогахъ. Для управлешя передвиженьями судовъ и плотовъ къ порогахъ существуетъ обще ство диепровскихъ лоцмаповъ. г ПРЪ. I V ) О т ъ А л е к с а н д р о в с к а до Л и м а н а Д. получаеть общее ю.-з. направлеше. Длина участка=316 в., прямое разстояте до устья=245 в. Притоки л е в ы е : р. Коп ка (Конская) и 3 рукава Д., какъ бы составляющее продоллсоше Копки, одпоимеппые съ нею, то отделяющееся, то сое диняющееся съ Д.; правые: Безавицкъ (Буз у л у к ъ ) , с е Каменкой и Чертам л ыкоме, и Пигулеце. Общее падете—56 фт. (па 1 в. въ средп. 2д дюйма). Расх од ъ воды и ско рость теч. у Херсона въ м а е : 368, i icy б. сале, и 0,45 с. въ сек., въ септ.—63,1 куб. сале, и 0,14 с. въ сек. Ширина русла изме няется отъ 150 до 550 сале, и въ нЪкотор мЪстахъ толысо уменьшается до 80 саж. Глубина до Берпслава изменяется отъ 1 до 4 / сале, (местами уменьшается до 5 /s фт.), д а л е е быстро увеличивается и у Хер сона достигаетъ 6 /г сале.; ниже Херсона р. дробится на множество рукавовь, которыми впадаетъ въ лимане (т. паз. гирла); наи более значит, и з е нихе: Велогрудовское и Збурьевское гирла, причеме первое, хотя н мелководнее Збурьсвскаго, обладаете т е м е преимуществоме, что составляете непосред ственное продоллсоше шнрокаго и глубокаго главн. русла Д., тогда каке второе яв ляется продолжешемь мало-судоходной р Копки. Каботале нос судоходство происходите по Збурьевскому гирлу, для большемерпыхе заграничпыхъ судовъ оно непригодно. Гл. пристани участка Александровскъ, Нико поль, Каховка, Берпславль и Херсонъ. Въ а д м и н и с т р а т п в н о м е отношеньп Д. до 1S03 б ы л е ве заведываши 2 округове министерства путей сообщ., тловекаго и могплевскаго; последnift теперь уже упраздпене, т. что весь Д. нрынадлелсите одному i c i e B C i c o M y округу, причеме Д. разбить на 2 отделешя — юевскоо (оте истоковъ до Кременчуга) и екатернпослапское (оте Кре менчуга до -устья, з а т е м е дальше до мыса Станислава в е лимане Д., включая гирлы). Оба отделенья в е свою очередь разбиты па несколько участкове и дпетапш т, началь ники кот. следя те за двнлеешемъ по Д.; разставляютъ предохранительные зпаки и т. п., причемъ нредохр. знаки днемъ име ются отъ Орши, а ночью огни существують всего въ некоторыхъ пунктахъ, т. к. неирерывпаго почпого сообщетя по Д. петь. О ч и щ е н 1 е р у с л а Д. производится съ большимъ или менынимъ у с п е х о м е , въ отд е л ь н ы х ъ частяхъ его; выше пороговъ рабо ты по очищенио производились безъ особой правильности, хотя сделано довольно много для отделив, пупктовъ, напр. мелсду Оршей и Рогачевымъ, ок. Шева, Кременчуга и др. Гл обр. приходится очищать русло отъ колодъ и парчей, препятствуюпщхъ судоходству. Судостроительная деятельность и г р у з о в о е двияеепье н а Д., песмотря на его выгодное пололсеше, относит, мало раз виты. Н е п а р о в ы я с у д а постоянно стро ятся въ 57 пунктахъ, кроме того и па н&Ьк. временныхъ верфяхъ; во в с е х ъ этихъ пупктахъ между 1879—1888 было построено 2456 пеиаровыхъ судовъ, всего па сумму 3.780,756 р., причемъ построено ниже поро говъ — 257 суд. (1.174,005 р.), выше поро говъ 2199 суд. (2.606,751 р.), т. е. приблнз. нилсе пороговъ 26 (117,400 руб.), выше по роговъ — 220 суд. (260,700 руб.) елсегодно; стоимость одного судпа пиже пор.—4515 р., выше пор.—1185 р. Дапиыя за 1898 видны изъ следующей табл., г д е приведены и различный пазвашя судовъ; х а l г