Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Восьмой том. Гюгс - Духовенство \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДАЛАЙ ЛАМА — ДАЛАКЪ. 47 жилой лама пзъ Таити лумбо ггринялъ участйе въ ребенк* и на -всю жизнь остал ся его духовным*, а м. б. и политическимъ наставникомъ. Учитель и покро витель, старший другъ Авалобитешвары кто же мог-ь быть другой, кром* духовнаго отца бодисатвы — будды Амитабы. Такымъ образомъ установилась традиция пе рерождения Авалокиты въ Д. л., Амитабы въ Банченъ рипбоче. 1883 возродился шестой В. р. По сравнению съ Д. п. они отличаются большей долговечностью. Не имея никакой политической власти, во площенны будды Амитабы окружены религйозпымъ почтенйемъ, ихъ резиденция Таши лумбо считается центроыъ буддий ской учености. Практика последов ате л ьиыхъ и пепрерывныхъ инкарнацйй из вестных*, высокочтимыхе буддизмоме персонажей изъ Тибета проншсла въ Не паль и Вотангъ. Бсего лее сильнее приви лась она на севере. В е Монголйи, по списку составлепному покойным* акаде миком* В. П. Васильевым*, приведенному у А. М. ПозднЪева, насчитывается болЪе трехсот* таких* воплощенцевъ, которые такъ сказать прикомандированы къ разнымъ монастырям* безъ срока и число ихъ возрастаетъ годъ отъ года; но бываютъ и перерывы: хухенъ хутукту не по является на з е м л е уже более 20 л е т ъ , Нару-рипбоче разыскивали в * т е ч е т е 6-ти л е т * . По толкованйио ламъ, во время этих* промежутков* святители бывают* заняты дЪлами в е р ы въ д р у г и х * областях* буддййской вселенной. Список*, составленный Б. П. Васильевым* обнимает* только чи сло лицъ, нмЪющихъ отъ китайскаго пра вительства грамату на свое сверхчелове ческое званйо; но кроме ихъ имеется зна чительное число безпатентныхъ пере рожденцев*, признаваемых* таковыми въ народе или только въ своей округе. Вера въ перерожденство до такс* степени рас пространена среди ламаитовъ, что они го товы во всяком*, выдающемся своимъ умомъ, ученостью или благотворительно стью ч е л о в е к е заподозрить присутствие божества. Въ царственныхъ особахъ всегда видятъ присутствйе сверхестественнаго на чала. Подробностей о жизни главныхъ пред ставителей перерожденства Д. л. и Б. р. имЪемъ крайне мало. Благодаря замкну тости Тибета только не миогимъ европейцамъ и небольшому числу буддистовъ удавалось ознакомиться или только лично вндЪть этпхъ первосвятителей; но такъ какъ образъ жизни ихъ и воспитанйе служатъ образцом* для другихъ перерожден цев*, то о н е м * можно составить с е б * н е которое понятйе по б о л е е зпакомымь приJu-Ьрамъ. Родители ребенка пользуются известньгмъ почтенйемъ въ народ*; мать кормить дитя грудью, но не можетъ на ночь оставаться въ пом*щен-йи ребенка. Его поручают* няньк* л а м е , отличающезиуся кроткиыъ характером*,, любовью къ д*тямъ. Лама пграеть съ ребенком* п заиимаеть его разсказами о томъ, какъ онъ прежде жплъ па неб*, въ яшмовых* дворцах*. Эти разсказы в м * с т * съ поклоиениемъ укрепляют* уб*жденйе въ ре бенке о своемъ необыкновенном* пропсхонедепйн. Учить его начинают* рано п еще въ д*тскомъ возраст* посвящаютъ его въ высшйя степени мопашества. До ступ ъ къ нему для свЪтсисихъ людей по возможности затрудняется. Онъ прово дить свою лшзнь среди избраннаго круж ка ламъ, в с е его прихоти безусловно ис полняются. Поступки его не подлежать критик*, исакъ бы они несообразны ни бы ли — въ нихъ всегда видятъ сиерытую, высшую ц * л ь ; онъ бодисатва и его д * й ствйя не могутъ измеряться обычной мер кой. Ургинскйй хутухта вопреки ламскому уставу женился, и это не вводить никого въ соблазпъ, хотя считается явлениемъ необычайнымъ. Конклавъ ламъ, окружаю щ и х * перерожденца, старается только о сохранеши своей власти и влияния надъ своимъ первосвященникомъ. Въ этомъ культ* перерожденцевъ нельзя не видеть перехода отъ чисто-философской глубоксотвлечепной и высоконравственной доиггрины первоначальнаго буддизма къ одно му изъ первобытаьихъ в*рованйй — ф е т и шизму (см). Д а л х а й - ы о р ъ , два озера въ восточной Монголйи: 1) паз. также К у л у н ъ - н о р ъ или Х у л у н ь - н о р ъ , наход. подъ 49° с. ш., въ 30 вер. к * ио.-в. отъ сибирской границы, близъ переходаэтой границы маньчжурской ж. д., площ. около 1000 кв. вер.; лежите среди плоской котловины, окаймленной с * запада горами и заливаемой на большом* протяжении во время половодья, когда часть воды изъ озера изливается на с*в. въ р. Аргунь. Нормально же Д. не имеете стока, хотя и принимает* д в * крупный монгольская р*ки Керуленъ и У р с у н е (Орпгунъ). Вода въ озер* соленая. 2) Подъ 43" 20& с. ш., им., въ окружн. 65 км., при нимает* 4 небольшихъ притока, по стока пе им*етъ; несмотря на горькосолепый вкусъ воды, изобилуетъ рыбой, лежит* на 1240 м. в. у. м.; большую часть года по крыто льдомъ. Д а л а к ъ , Д а х а л а к * ( D a h l a k ) , группа о—вовъ, принадлежащая къ итал. колонии Эритрея, противъ Массауа, между 15° 25& и 16° 3 6 & с ш., обнимаете гл. о—въ Б о л ь ш о й Д. (52 км. дл., 30 км. шир.), меп*е крупные о - в а Н о р а и Н о к р а и целый рядъ малепъкихъ скалистыхъ о—вковъ, жит. 1500 чел., первоначально это христ. пере селенцы изъ Абиссинии, впосл*дствйн обра щены арабами въ и с л а м * и смешались с * ними, въ наст, время говорить на сильно извращенномъ нар*чйи тигре, живут* въ 10 сепенйяхъ. Скалы б*лаго известняка, 10—13 м. выс, покрыты жалкой раститель ностью, кот. питаются козы, верблюды и неболыд. колич. ословъ. Жители зани маются въ небольш. размерахъ ловлей жем-