Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Тринадцатый том. Меланезийцы - Перчинский завод \ 551-600

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МУСУЛЬМАНСТВО. cole Х1Г (Корфу, 1S04), получилъ огь рес публики Сели Острововъ зваше нсторюграфа, послъ чего совершплъ ученое путешеciBie по Пталш, гдъ издалъ свои J l l u s t r a zione Coreuresi" (Милапъ, 1813—14. 2 т.) и далее по Фрапцш и Гермаши. Въ 1820 назначене русскнмъ правительство мъ послапникомъ въ Турии-Ь; въ Венецт пздале свои „Considerazione sulIa presente l i n g u a dei Greci" (Вепещя, 182Г>), въ 1828 былъ призванъ графомъ Каподистр1ей для руко водства иародпымъ образовашемъ въ Гре цш. По смерти гр. Каподистрш, М. вер нулся на Корфу, былъ членомъ законодательваго собрания Гопййскихъ острововъ и написалъ: „Renseignements s u r l a Grece e t sur T a d m i u i s t r a t i o u d u comte Capodistrias" (Пар., 1833). Мусульманство илп магометан ство, религия, оспованпая Магометоме и называемая его последователями также Исла м ъ, т. е. полнейшая предапность воле Божьей. Учеше это опирается гл. обр. на пзречешя корана, считающийся богооткровенпымп. Въ свосмъ ученш Ма гомет ь заимствовали, многое у евреевъ, и отчасти у христиане. Магометанский закопъ ставить релнгиозпое (церковпое) право вы ше св-Ьтскаго и, какъ учете религюзпое, содержит!) въ ссб&Ь ш е с т ь главныхъ тезисовъ. Первые два тезиса: „Богъ есть едини/ и „Магометъ его пророй". Магометь учить, что откровеп!е Божге въ своемь развитш на землъ имеетъ шесть сту пеней : Адам-ь, Ной, Авраамъ, Моисей, Христосе и, паконецъ, Магометъ, который получили, отъ Бога последнее слово откро вения — корапь. Третий тезисъ относится къ корапу. Четвертый—учете объ ангелахъ, которые разделяются на добрыхъ и злыхъ духовъ всевозможпыхъ степеней. Пятый содержитъ въ себе веру въ неиз менное предопределение Бож1е, по которо му судьба всехъ людей намечена заранее. Это ученйе послужило основой фатализму, съ которымъ стоить ве тесной связи не подвнжиость культуры магометанскнхе стране. Шестой тезисъ содержитъ учете о загробной жизни. Для ТБХЪ, которые умерли въ борьбе за веру, заготовлено место въ раю, где ихъ ожндаюте высший, но влолиЬ земиыя и матерьяльныя радо сти. День Страшнаго Суда начнется воскресешемъ мертвыхе, затеме последуете суде и осуждеше невёриыхъ. Магомете не внушаете свонме прпверженцамь высокие принципы любви и веротерпимости, за то проповедуете покорность воле БожйоЙ д добрыя дела. Ве практической жизии М. опирается на пять заповедей (фераи). Первая запо ведь — омовение иередъ молитвой И ве нЪкоторыхе другихъ случаяхъ; вторая заповедь — исполнение предпи сани ыхъ пя ти ежедневпыхъ молитве, которыя магометапинъ долженъ произносить на колепнхъ н обратись лицомъ кь Мекке. День, по священный Богопочитанпо, но не отдыху, 517 пятница. Кроме того, магометане праздпуютъ еще б а й р а м ъ , день окопчашл поста и м о л п д е , день рождетп Магомета. Третья заповедь повелеваете раздавать милостыни. Эта заповедь сделалась съ течешемъ времепи государственнымъ заковомъ, такъ какъ каждый магометавпиъ обязапъ платить известный налоге ве пользу бедяыхъ. По религюзпому же закону тогь магометанине, который пе отдаегь десятой части своего дохода бед ными,, пе исполняете • заповеди пророка. На эти мплостыпи н добровольпыя пожертвовашя содержатся въ магометапекихъ странахъ все богадельни, принты, школы, бо.иьницы, библиотеки, бапи, мосты, колод цы и далее укрепления. Четвертая запо ведь требуетъ соблюдешя постовъ. Маго мете, устаповилъ для своихъ последовате лей ностъ въ течете месяца рамадана, во время котораго магометанине въ продол жена дня, т. е. пока солнце остается на небе, долженъ воздерживаться отъ пищн и отъ всякнхъ удовольствий. Пятая запо ведь состоите въ томе, что каждый маго метанине одипе разе ве своей жизни долженъ посетить святилище- Каабы. Но отъ пеполнешя этой заповеди можпо откупиться по жертвован 1емъ въ пользу бедныхъ илп же поставить за себя добро вольца, заплатить его издержки по путе шествию. Рядомъ се этими зановедямн существуете огромное количество заирешен1й. такъ напр., запрещение пить вйпо, играть ве азартпыя игры, есть свинину, заниматься ростов щи чествоме, колдовствоме и т. д. Различия между церковью и государетвоме Магометъ не допускаете и коранъ даетъ предписания для всехъ обществепныхъ учреждешй: полиции, савитарваго ведомства, юстиции и государствен н а ^ управлешя. Понятие о праве исхо дить исключительно изъ предписашй ко рана, юристе и теологъ всегда слиты въ одвоме лице. Падишахе нли султане въ Константинополе соединяете ве своихъ рукахе какъ светскую, такъ и духовную власть. Ему подлежите решение B e b x e релппозныхе вопросовъ. Какъ церковпыя, такъ и юридическйя должности зависать пе посредственно оте него. Судья или кадп решаете тяжбы п судебпыя дела по свое му благоусмотрению. Оиъ не получаете никакого жалованья, а потому въ высшей степени доступене подкупу. Долгаго тюремнаго закиюченш ие существуетъ, оно заменяется жестокими тЬлееными наказашями, въ особенности на Востоке. Вступ ление ве магометанскую общину совер шается иутеме обрЪзан1я, на восьмоме году жизпн. Браке также имеете релитиозпьн! характере, но только въ томе отношении, что брачный коптракте совер шается въ присутствии имама (духовное лицо). М н о г о ж е н с т в о перешло не маго метанство изе древне-арабскихе нравове и вследствие этого получило характере свя щенной традиции