
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
669 ВИБРАТОР 670 область применения виадуков с крупными пролетами удерживается за железными В . В качестве В . могут быть применены и железные в и с я ч и е мосты, нередко д а ю щ и е о ч е н ь к р у п н у ю э к о н о м и ю стоимо сти д л я б о л ь ш и х п р о л е т о в . Лит.: П е р е д е р и й Г. П., Курс мостов, ч. I , 3 издание, M. — Л . . 1927, ч. I I , отд. I—Ка менные мосты, Л., 1925; Т и м о н о в В . Е . , Виа дук Гараби, СПБ, 1884; П е р е д е р и й Г. П., Каменный виадук пролетом в свету 50 метров, СПБ, 1908; G-а у С , Ponts en maconnerie, Paris, 1924; S e j о u г n e P., Grandes voutes, Paris, 1913—1916; N о r d 1 i n g W., Memoire sur les piles en charpente metallique des grands viaducs, P., 1869; P о ut h i e r E . , Notice sur le viaduc de Mussy, «Ann. des ponts et cli.», P., 1901, v. 1, p. 235; F г б h 1 i с h H . , Der Umbau des «Viaduc du Day* auf d. Linie Lausanne-Vallorbe der S. В . В., «Schweiz. Bauztg.», Zurich, 1927, B . 89, 18; S e j o u r n e P., Con struction des ponts du Castelet, de Lavaur etc., «Ann. des ponts et ch.», Paris, 1886, v. 2, p. 409; В о i sn i e r, Le pont de Sidi Rached. «Ann. des ponts et ch.», Paris, 1912, v. 3, p. 473; P i c a r d E . , No tice sur la construction du pont de Montanges, «Ann. des ponts et ch.», P., 1911, v. 4, p. 101; S t i i d e r H . , Steinerne Brucken d. Rhatischen Bahn, Berlin, 1926. О железобетонных виадуках: M 6 г s с h Е . , Die Gmiindertobel-Brucke bei Teufen im Kanton Appenzell, Zurich, 1909; Foundations for the Tunkhannock Viaduct, «Engineering Record*, N . Y . , 1913, p. 484. Статьи о виадуках: R i 11 e r M., Die Hundwilertobelbriicke im Kanton Appenzell A . - R h . , «Schweiz. Bauztg.», 1926, B . 87, 13, p. 178; B u h l e r A., Der Umbau des Grandfey-Viaduktes der Schweiz. Bundesbahnen, «Beton und Eisen», 1927, H . 19—22. По вопросу об усилении чугунных и жел. мостов железобетоном: C a u f o u r i e r P., L e renforcement au moyen de beton du pont metallique de Pu laski (Etats-Unis), «GC», 1924, t. 85, 8, p. 175. О же лезных виадуках: E i f f e l G., Memoire presente a l&appui du projet definitif du viaduc de Garabit, P., 1889; V i r a r d M., Note sur la construction du viaduc des Fades, «Ann. des ponts et ch.», P., 1903, v. 3, 1910, v. 1, p. 20; D u m a s A., Achevement du viaduc des Fades, «GC», P., 1909, t. 55, p. 81; V o l o n t a t et T h e r y , Notes sur la construc tion" du viaduc du Viaur, «Ann. des ponts et ch.», P., 1898, v. 1, p. 215, V. 2, p. 329, 1899, v. 1, p. 57, v. 4, p. 79, 1901, v. 3, p. 244; M a r t i n H . , Le viaduc du Viaur sur la ligne de Carmaux a Rodez, «GC», 1903, t. 43, p. 1; В о d i n G . , L e viaduc de l&Assopos (Grece), «GC», 1909, t. 55, p. 289; Ст. об арочном виа дуке: C a u f o u r i e r P., Pont en arc de 195 metres de portee sur le Niagara, «GC», 1925, t. 87, 22, p. 461; D i e t z W., Die Kaiser Wilhelm-Brucke tiber die Wupper bei Miingsten, В., 1904. H. Шошин. вление в такт с пульсациями питающего т о к а 1 , в с л е д с т в и е чего я к о р я н а ч и н а ю т в р а щ а т ь с я т о в о д н у , то в д р у г у ю с т о р о н у (отсюда н а з в а н и е «вибратор»). В с л е д с т в и е таких маятникообразных качаний якорей 2 Фиг. 1. ВИБРАТОР, в телефонной технике, при бор, включаемый в цепь генератора в ы з ы в ного тока д л я контроля п р о х о ж д е н и я вы з о в а . У с т р о е н по п р и н ц и п у з в о н к а п е р е м е н , т о к а , но в м е с т о у д а р н и к а имеет п л а с т и н к у , колебания которой и служат сигналом. В И Б Р А Т О Р Г Е Р Ц А состоит и з п р я м о л и нейного проводника с искровым промежут к о м по. середине и д в у м я ш а р а м и п о к о н ц а м . Т а к о й В . был в п е р в ы е п р и м е н е н Г . Г е р ц е м в качестве и з л у ч а т е л я электромагнитных волн и т е о р и я и з л у ч е н и я этого в и б р а т о р а д а н а и м ж е . См. Диполь электрический. ВИБРАТОР Н А П П А , установка д л я ком пенсирования сдвига фаз у асинхронных д в и г а т е л е й . В . К . состоит и з т р е х м а ш и н постоянного тока, соединенных, к а к пока з а н о н а схеме (фиг. 1), где ? и R—статор и ротор асинхронного двигателя, С—пуско в о й р е о с т а т , К—якоря упомянутых машин, М—обмотки возбуждения, питаемые посто я н н ы м т о к о м от п о с т о р о н н е г о и с т о ч н и к а . Ток ротора / частоты с к о л ь ж е н и я (малой ч а с т о т ы j f ) , п р о х о д я по я к о р я м в и б р а т о р а (компенсатора), находящимся в постоян ном м а г н и т н о м п о л е , о б р а з у е т в р а щ а ю щ и й момент, все в р е м я и з м е н я ю щ и й свое н а п р а 2 2 в них индуктируется противодействующая эдс Е с ч а с т о т о й , р а в н о й ч а с т о т е п и т а ю щ е г о т о к а . Т а к к а к все т р и я к о р я не с о в е р шают никакой работы на валу, то произведение E & 1 -cos <р =0. З д е с ь q> — сдвиг фаз м е ж д у эдс Е и силой тока 1. Поэтому каждый из якорей потре бляет почти только р е а к т и в н ы й т о к (cos (р = 0). Индуктирующаяся при движении в постоянном магнитном поле в к а ж д о м я к о р е вибратора эдс Е, опережает по фазе пита ющий ток. Действитель н о , е с л и М—момент вра щения, образуемый взаи модействием постоянного магнитного потока Ф с пе р е м е н н ы м т о к о м / , и В— момент инерции я к о р я , то, по у р а в н е н и ю м о м е н т о в к о л и ч е с т в а д в и ж е н и я M-dt—B-da, где а>—угловая ( м е х а н и ч е ская) скорость я к о р я . Т . к . M=k I sino> t, а а > = — к -е , то к - 1 sin