
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
891 ГРАНИЛЬНОЕ ДЕЛО 892 круга. Шлифовальный круг натравливается тем и л и и н ы м а б р а з и о н н ы м м а т е р и а л о м в с о ответствии с твердостью гранимого к а м н я : карборундом, наждаком и т. п. Полировка производится очень тонкими абразионными материалами (трепелом, крокусом, итальян ским порошком), действием которых грани к а м н я о с в о б о ж д а ю т с я от м н о ж е с т в а м е л ь ч а й ш и х ц а р а п и н , о с т а в ш и х с я от ш л и ф о в к и , и приобретают ровный и сильный блеск. Формы о г р а н к и р а з н о о б р а з н ы : однако это разнообразие вполне закономерно и подчи нено о п р е д е л е н н о й с и с т е м е . От д р е в н е й ш и х в р е м е н с о х р а н и л а с ь о б р а б о т к а к а м н я к аб о ш о н о м . Р а з л и ч а ю т : 1) п р о с т о й к а б о ш о н , п р е д с т а в л я ю щ и й с о б о й о т р е з о к (сег мент) ш а р а и л и о в о и д а ; 2) двойной (чечевичный) кабошон с симметрично вы п у к л ы м и в е р х н е й и н и ж н е й ч а с т я м и ; 3) в ы с о к и й кабошон—разновидность двойного с с и л ь н о р а з в и т о й в е р х н е й ч а с т ь ю ; 4) п ол ы й или в ы п у к л о - в о г н у т ы й кабо шон с углублением в нижней части. Кабош о н ы а я о б р а б о т к а в ы г о д н а : 1) д л я н е п р о зрачных камней с сильным поверхностным б л е с к о м ( а в а н т ю р и н , к о ш а ч и й г л а з ) ; 2) с п е р е л и в а м и ц в е т о в ( о п а л , а д у л я р , Лабрадор, а с т е р о - с а п ф и р ) ; 3) д л я п о л у п р о з р а ч н ы х & ( х а л ц е д о н , с е р д о л и к , х р и з о п р а з ) ; 4) д л я п р о з р а ч н ы х , но с л и ш к о м г у с т о о к р а ш е н н ы х ( н е к о торые разновидности граната); в послед нем с л у ч а е с в ы г о д о й п р и м е н я е т с я ф о р м а полого кабошона. Изобретение настоящей ф а с е т н о й огранки приписывается Людвигу ван Берк е н у , ж и в ш е м у в о 2-й п о л о в и н е 15 в е к а в Б р ю г г е . Первым объектом такой огранки был а л м а з , н а т у р а л ь н а я форма к-рого л е г л а в основу всего дальнейшего развития гра нильного искусства. Вначале дело своди лось к простому с п и л и в а н и ю в е р ш и н обеих пирамид октаедра с последующим зашлифов ы в а н и е м е с т е с т в е н н ы х его г р а н е й . Это н а зывалось т а б л и ч а т о й огранкой. Позд нее п о л у ч и л а р а с п р о с т р а н е н и е о г р а н к а р оз о й , сохраняющаяся в наше время лишь для небольших камней. Розе дается плоское о с н о в а н и е ; в е р х н я я ч а с т ь ее с л о ж е н а т р е угольными фасетками, сбегающими к общей в е р ш и н е ; ч и с л о ф а с е т о к — о т 12 ( а н т в е р п е н с к а я р о з а ) д о 24 и д а ж е и н о г д а до 42 ( в е н е ч н а я р о з а ) . Н а ч и н а я с к о н ц а 17 в . , п о л у ч а е т развитие б р и л л и а н т о в а я огранка. В наше время она применяется к обработке многих драгоценных камней; наибольший эффект получается при такой именно огран ке алмаза, с оптич. и кристаллографич. свой с т в а м и к - р о г о о н а д . б. с т р о г о с о г л а с о в а н а . Н а д л е ж а щ и м образом подготовленный октаедр а л м а з а подвергается следующим опе р а ц и я м : в е р ш и н а в е р х н е й п и р а м и д ы спили-., в а е т с я н а / оси о к т а е д р а ; в е р ш и н а н и ж н е й — н а Vis; в р е з у л ь т а т е в е р х н . у с е ч е н н а я пирамида, называемая к о р о н к о й , оказы вается ровно в два раза ниже п а в и л ь о н а , или б а з ы , нижней усеченной пи рамиды. Затем на к а м е н ь , не считая верхней площадки и нижней кюлассы (полученных с п и л и в а н и е м ) н а н о с я т с я о б ы ч н о 56 г р а н е й фасеток, располагаемых в строго предписан ном п о р я д к е ; все г р а н и и м е ю т о п р е д е л е н ное н а з в а н и е : 1) п л о щ а д к а , 8 з в е з д н ы х г р а б 1 8 ней, 4 верхних главных, 4 верхних угло в ы х , 16 в е р х н и х н е п о л н ы х и л и п о л о в и н н ы х , 16 н и ж н и х н е п о л н ы х , 4 н и ж н и х у г л о в ы х , 4 павильонных или нижних главных, 1 кюласса. Срединная черта, отделяющая корон к у от п а в и л ь о н а , н а з ы в а е т с я р у н д и е т о й . О т с т у п л е н и е от э т о й системы з а к л ю ч а е т с я в изменении числа фасеток; увеличение или уменьшение их вы ражается обычно числами, кратными в о с ь м и ; соответст в е н н о с этим и м е ю т с я с л е д у ю щ и е ва рианты бриллиан т о в о й о г р а н к и : л е¬ стнич на я фор м а — 4 0 г р а н е й (не считая площадки и кюлассы); д в о й н о й , или л и с с а бонский, брил Фиг. 1. л и а н т имеет 72 г р а н и , а « д в а д ц а т ы й в е к»—80 и л и 88 г р а ней. Существует еще п о р т у г а л ь с к а я г р а н ь , с двумя рядами ромбических и тремя рядами треугольных фасеток на верхней и нижней части к а м н я , и з в е з д н а я г р а н ь , когда шестиугольная верх н я я п л о щ а д к а окрулсена треугольными фа с е т к а м и , о б р а з у ю щ и м и с нею ш е с т и л у ч е вую звезду. Б р и л л и а н т о в а я форма при дается, кроме а л м а з а , многим драгоценным и цветным камням, обладающим сильным блеском (рубин, циркон, турмалин, топаз и др.). К а м к и , в к-рых ценится только кра сота окраски (изумруд, сапфир и т. п.), шли фуются в простые табличатые формы с ши рокой площадкой. К а ч е с т в о о г р а н к и з а в и с е л о г л . о б р . от л и ч ной талантливости, сноровки, ч у т ь я того и л и и н о г о м а с т е р а . В этом о т н о ш е н и и н е л ь з я н е отметить замечательного мастерства у р а л ь с к и х к у с т а р е й , д а в ш и х многие образцы без укоризненной огранки «на г л а з о к » . П о с л е д нее д е с я т и л е т и е отме чено в европ. и заоке анских странах зна чительным прогрессом техники Г. д. Боль шие успехи достигну ты в области механизац. и уточнения ограночных операций. Из сравнит, недавних из обретений следуетупомянуть шлифовальнополпровальные маши ны С т е р н - К о л е¬ Фиг. 2. р а н в Нью Иорке ( ф и г . 1), с а в т о м а т и ч е с к и м р е г у л я т о р о м с т и р а н и я ф а с е т о к ( ф и г . 2). Е щ е более тон ким аппаратом является шлифовальный с т а н о к Э м и л я Л е п е р в А н т в е р п е н е с очень сложным электрическим прибором, кон тролирующим ровность шага шлифовки. Особенность этой машины (см. фиг. 3—6) состоит в том, что камень подводится к шлифовальному кругу не сверху, как обычно, а снизу. Держатель 1 имеет конич. базу 2, входящую в соответственную выемку в цилиндре 3; последний охватывает соленоид 4, тело к-рого поддерживают два рычажка в; свободные