
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
701 ГЛЮКОЗА 702 в з а в и с и м о с т и от к о н с т р у к ц и и и р а з м е р о в Г . Д л я временного устранения этих потерь вы хлопную трубу снабжают управляемым с места с и д е н и я ш о ф е р а к л а п а н о м д л я с в о бодного в ы х л о п а в а т м о с ф е р у , п о з в о л я ю щ и м по ж е л а н и ю в к л ю ч а т ь и в ы к л ю ч а т ь г л у ш ите л ь. Н а ф и г . 5—9 п р е д с т а в лены схемы Г. д л я а в томобильн. двигателей. Фиг. 8. Фиг. 9. В установках легких двигателей внутренне го с г о р а н и я н а м о т о р н ы х л о д к а х д л я з а г л у шения шума обходятся без Г . , п о г р у ж а я свободный к о н е ц в ы х л о п н о й т р у б ы в в о д у . Лит.: П а в л о в В. I I . , Двигатели внутр. сгора ния автомоб. типа. П., 1917; Б а л д и н С Ф., Дви гатели внутр. сгорания, Прага, 1923; Соболев M. Ф., Рук-во по исследованию неисправностей ра боты автомоб. двигателей. Л . , 1924; Б е р г н е р Г., Двигатели внутр.сгорания, Л.,1926; Г р и б о в И . В . , Двигатели внутр. сгорания, M., 1928; M a r t i n e t e t L a g a r d e , Les nouveaux moteurs d&aviation, Paris, 1921; G a r u f f a E . , Motori a combustione interna, • Milano, 1925. Д. Цейтлин. Глушители авиационных мо т о р о в . Шум, производимый выхлопными г а з а м и а в и а ц и о н н ы х м о т о р о в , п р о и с х о д и т от т о г о , что г а з ы в ы б р а с ы в а ю т с я и з в ы х л о п н ы х отверстий в а т м о с ф е р у с б о л ь ш и м и с к о р о стями, превосходящими скорость звука. Д л я у м е н ь ш е н и я этого ш у м а н е о б х о д и м о в о з можно уменьшить скорость газов при выхо де и х в а т м о с ф е р у . Этого м о ж н о д о с т и г н у т ь , у в е л и ч и в а я п о в е р х н о с т ь т р е н и я г а з о в о стен ки выхлопных труб или предоставляя газам свободно р а с ш и р я т ь с я до в ы х о д а и х в а т мосферу п у т е м и з м е н е н и я н а п р а в л е н и я с к о рости газов. П р и конструировании того или и н о г о т и п а Г . необходимо с ч и т а т ь с я со с л е д у ю щ и м и о с н о в н ы м и у с л о в и я м и : 1) п о н и ж е ние м о щ н о с т и м о т о р а з а счет п р о т и в о д а в л е н и й , о б р а з у ю щ и х с я п р и р а б о т е с Г . , д . б. м и н и м а л ь н ы м ; 2) в н е ш н е е с о п р о т и в л е н и е (лобовое) д . б. м и н и м а л ь н ы м ; 3) Г . не д о л ж е н в ы з ы в а т ь п е р е г р е в а к л а п а н о в ; 4) в е с Г . д о л ж е н быть м и н и м а л ь н ы м ; 5) к р о м е у н и ч т о ж е ния или уменьшения шума, Г. должен так ж е уничтожать пламя. Простейшим типом глушителя является длинная труба, присо е д и н я е м а я к в ы х л о п н ы м о т в е р с т и я м мото р а . Т р у б а в ы в о д и т с я обычно к х в о с т у с а м о л е т а и имеет и н о г д а отводы д л я о т о п л е ния пассажирской кабины. Газы при выхо де и з г л у ш и т е л я , б л а г о д а р я т р е н и ю о с т е н к и , у м е н ь ш а ю т свою с к о р о с т ь и д а в л е н и е до выхода их в атмосферу. Одним из Г., основанных на принципе и з м е н е н и я н а п р а в л е н и я с к о р о с т и г а з о в и от л и ч а ю щ и х с я н е б о л ь ш и м весом и п р о с т о т о й выполнения, является труба, выпускной ко нец к - р о й с п л ю с н у т и о т т я н у т и т . о . з а к р ы т . Н а нем п р о с в е р л е н ы д ы р ы , п л о щ а д ь к о т о р ы х значительно больше сечения трубы. Т. о. г а з ы не и м е ю т в ы х о д а по оси т р у б ы и в ы х о д я т ч е р е з д ы р ы , и з м е н и в свое н а п р а в л е н и е и у м е н ь ш и в с к о р о с т ь . З а последнее в р е м я на чинают получать большое распространение г л у ш и т е л и , р а б о т а ю щ и е по п р и н ц и п у з а в и х р е н и я и п о п р и н ц и п у В е н т у р и . В первом т и пе уменьшение мощности получается незна чительное, а д л я второго типа наблюдается д а ж е у в е л и ч е н и е м о щ н о с т и з а счет п о л у ч а е мого р а з р е ж е н и я в в ы х л о п н ы х т р у б а х . Г . , р а б о т а ю щ и е по п р и н ц и п у з а в и х р е н и я , п р е д с т а в л я ю т собою о б ы ч н у ю в ы х л о п н у ю т р у б у , подвод г а з о в в к - р у ю п р о и с х о д и т п о к а с а т е л ь н о й п е р п е н д и к у л я р н о оси т р у б ы . Т . о . газы получают вращательное движение и при выходе имеют скорость значительно ни ж е п е р в о н а ч а л ь н о й . Г . , у с т р о е н н ы й по т и п у т р у б к и В е н т у р и , состоит и з д в у х к о н ц е н т р и ч е с к и х т р у б , п р и чем в н у т р е н н я я п о ф о р ме п р е д с т а в л я е т с о б о ю н а с а д к у В е н т у р и и имеет р я д о т в е р с т и й , г ф о с в е р л е н н ы х н а п о верхности. Газы поступают в пространство между наружной и внутренней трубой. По т о к в о з д у х а от п р о п е л л е р а с о з д а е т р а з р е жение на внутренней поверхности насадки В е н т у р и , что способствует о б л е г ч е н и ю от в о д а г а з о в . З д е с ь т а к ж е м . б. п р и м е н е н п р и н ц и п з а в и х р е н и я п у т е м п о д в о д а г а з о в по к а сательной. Имеется целый р я д других прин ц и п о в , н а к - р ы х м . б. о с н о в а н о у с т р о й с т в о Г . , к а к , например, глушение з в у к а путем ин т е р ф е р е н ц и и в о л н , п у т е м м н о г о к р а т н ы х от р а ж е н и й внутри увеличивающихся объемов двойной кривизны и прочие. Т а к и е типы глушителей практического распространения п о к а не п о л у ч и л и . Лит.: M a r k s L . , Aircraft Engines, London, 1925; «Aviation», New York, 1928, 25. В. Беликов. ГЛЮКОЗА, д е к с т р о з а , виноград н ы й с а х а р , у г л е в о д х и м . ф-лы С Н 0 . О б ы ч н а я Г . , в с т р е ч а ю щ а я с я в п р и р о д е , опти чески активна, вращает плоскость поляриза ции света в р а с т в о р а х в п р а в о и обозначается к а к d-глюкоза; оптич. антипод ее—левовращ а ю щ а я 1-глюкоза — п о л у ч е н а с и н т е т и ч е с к и , р а в н о к а к и р а ц е м и ч е с к а я (dl)-raK>K03a; d-глюкоза широко распространена в расти тельном и животном мире к а к в свободном, так и в связанном состоянии. Организм чело в е к а и ж и в о т н ы х с о д е р ж и т в н о р м а л ь н о м со стоянии небольшое количество Г. в крови, лимфе, цереброспинальной жидкости; в нор м а л ь н о й ч е л о в е ч . моче с о д е р ж а н и е ее м е н ь ш е 0 , 1 % , в патологической (при заболевании сахарной болезнью)—достигает нескольких процентов; в организме человека и животных содержится высшая полиоза—г л и к о г е н, д а ю щ а я при гидролизе, подобно к р а х м а л у , исключительно Г . В растениях Г. встреча ется в цветах, плодах, л и с т ь я х и к о р н я х ; в связанном состоянии—в виде полисахари дов и многочисленных глюкозидов; она в х о д и т т а к ж е в состав т а н н и н а и р а с т и т е л ь н ы х к р а с о к ( а н т о ц и а н о в ) . В с е э т и соедине ния расщепляются при гидролизе к-тами или специфическ. энзимами с образованием или одной Г . ( м а л ь т о з а , ц е л л о б и о з а , к р а х м а л , ц е л л ю л о з а ) , и л и ж е ее смесей с д р у г и м и моносахаридами (сахароза, лактоза), или с несахаристыми веществами (глюкозиды, таннин, антоцианы). В технике глюкозу полу чают осахариванием к р а х м а л а при нагрева н и и его с р а з б а в л е н н о й с е р н о й к и с л о т о й ; п о окончании гидролиза прибавляют мел (для осаждения серной кислоты), фильтруют с помощью фильтр-прессов и выпаривают в 6 1 2 6